Греческий национальный костюм: элементы одежды, крой, специфика
Содержание
- 1 Особенности национального греческого костюма
- 2 Разновидности
- 3 Цвета и оттенки
- 4 Ткани и крой
- 5 Хитон
- 6 Дорийский хитон
- 7 Ионийский хитон
- 8 Пеплос, хлайна и диплакс
- 9 Гиматий
- 10 Хламида
- 11 Экзомис
- 12 Головные уборы
- 13 Прически
- 14 Украшения
- 15 Косметика
- 16 Обувь
- 17 Аксессуары
- 18 Греческий стиль в современном мире
- 19 Стильные образы
С доисторических времен человек задумывался об эстетике своей одежды, придумывал разные варианты костюмов для себя, для рабов, слуг и своих правителей. Древние греки смогли превратить одежду в настоящее искусство, заложить основы, которые дизайнеры продолжают использовать в своем творчестве, а качество конструкции и материалов одежды спустя тысячелетия может конкурировать с современной модой.
Особенности национального греческого костюма
Во многом греческий национальный костюм обязан своей спецификой культуре человеческого тела, отношению к нему, как к венцу природы, совершенному ее творению. Одежда древних греков очень свободная, струящаяся, она легко драпируется и подчеркивает фигуру именно в движении, в динамике. Несмотря на чрезвычайно просто крой и отсутствие швов, аристократа от простолюдина сразу можно было отличить по манере завязывать, подпоясывать одежду, по характеру и аккуратности драпировки. В каждой семье существовали свои секреты носки одежды, и человека в опрятном, красиво надетом хитоне всегда приветливо встречали в обществе.
Разновидности
Народный греческий костюм подчеркивает красоту как мужского, так и женского пола. Несмотря на это, примерно половина предметов одежды древних греков считаются универсальными, «унисекс», и могут носиться обоими полами.
Мужской костюм
Мужчины носили нижнюю рубашку — хитон, на который накидывали гиматий или хламиду, воины и спортсмены выбирали открытую и короткую одежду, акцентирующую внимание на их теле. Аристократия могла позволить себе носить фарос — яркий красный или пурпурный плащ, расшитый золотом.
Женский костюм
Древнегреческий женский костюм также состоял из хитона и гиматия, а по праздникам гречанки надевали пеплос, аналог современного женского платья, и короткую накидку – хлайну. Некоторые предметы мужского гардероба, например короткие хитоны и хламиды, им носить запрещалось.
Цвета и оттенки
Большинство представляет себе древних греков как людей, одетых исключительно в белые вещи, но это заблуждение не соответствует историческим фактам. Белый действительно считался праздничным и торжественным цветом, т. к.
отбеливать ткань было тяжело и дорого. Наравне с белым, аристократичным и «императорским» цветом был пурпурный, главным образом из-за того, что настоящий пурпур был чрезвычайно дорогим красителем, купить который по цене, в несколько раз превосходящей золото, могли позволить себе только царствующие династии.
В повседневной жизни обычные греки-горожане носили одежду пастельных, розоватых, голубых и желтых цветов, как однотонную, так и украшенную вышивкой. Ткань красили натуральными, растительными красителями, поэтому оттенок был не очень насыщенным. Чем торжественнее и дороже была одежда, тем ярче была ее расцветка. Сельские жители, рабы и крестьяне носили одежду зеленых, серых и коричневых оттенков, которая отлично подходила для работы на земле и со скотом. Черная и другая темная одежда, как и в большинстве культур, считалась траурной.
Ткани и крой
Основа «самобытности» и индивидуальности греческого стиля заключается в драпировке, поэтому для изготовления одежды использовались мягкие, податливые ткани, на которых можно было заложить складки — лен и шерсть. Можно легко заметить схожесть между одеждой и архитектурой древних греков: в форме драпировок на ткани прослеживаются узкие вертикальные полосы, напоминающие желобки на античных колоннах — каннелюры.
Уникальность античной одежды в том, что вещи не имеет никакого кроя. Почти все предметы одежды древних греков состоят из простых прямоугольных кусков ткани, похожих на простыни, и форму они приобретают только на человеке посредством застежек, драпировок и поясов. В этом заключается настоящая ценность греческого костюма и искусство его создания, в котором бесформенный кусок ткани может подчеркнуть и выделить фигуру человека не хуже привычной для нас сшитой одежды.
Хитон
Хитон — самая «базовая» и основная вещь в гардеробе древнего грека, представляющая собой прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и закрепленный сбоку и на плечах застежками — фибулами. Выполнял в греческом костюме роль рубашки, которую носили как без верхней одежды, так и с плащом. Социальное положение человека определяло, какую одежду он имеет право носить, а какую нет, поэтому существовало несколько вариантов кроя хитонов для женщин и мужчин, а также для представителей правящего класса, торговцев и крестьян, актеров театра и философов.
Дорийский хитон
Простой вариант хитона без рукавов и длиной до колена, который выполнял функцию домашнего халата. До V века до н. э. в дорийском хитоне можно было выходить на улицу, но чем быстрее набирал популярность ионический хитон, тем более неприличным считалось появляться в свете в первой его разновидности. Воины, напротив, носили очень короткие хитоны длиной до бедер, подчеркивая свою атлетическую фигуру.
Ионийский хитон
Вошел в моду в V-VI веках до н. э. и представлял собой более «официальный», усовершенствованный вариант дорийского хитона. Кусок ткани, из которой его изготавливали, был намного больше по площади, что давало человеку возможность сильнее «завернуться» в хитон.
Подол рубашки был ниже колена, часто доходил до самого пола, рукава могли быть длиной до локтя или до запястья. Фибул было больше, до трех штук на каждом плече, что гарантировало более качественное закрепление ткани. Часто хитон ионического стиля подпоясывали тонким ремешком – колпусом, сильно выпуская из-под него ткань, так, что складка доходила почти до бедер, и тщательно закладывая вертикальные складки и драпировки.
Из-за того, что ионический хитон выглядел более закрытым, его носили женщины, духовные лица, патриции, философы и ученые, а также трагические актеры, в то время как обычные мужчины могли позволить себе ходить в более коротких хитонах.
Пеплос, хлайна и диплакс
Женское древнегреческое платье называлось пеплосом и во многом походило на хитон. Изготавливали его из цветной ткани, поэтому пеплос считался женской парадной одеждой, но белая расцветка оставалось классической и элегантной. Бок пеплоса расписывался орнаментами, оставался несшитым и незакрепленным, поэтому под платье женщина надевали либо хитон, либо хитонион — более тонкую и прилегающую его версию. Рукавов пеплос не имел, оставляя руки женщины открытыми, талия подвязывалась ремешком.
Хлайна — короткий плащ из шерсти, женский аналог гимантия (его женщины тоже носили, но в повседневной жизни, а хлайна считалась более торжественной накидкой). Надевалась поверх пеплоса подобно гиматию, заворачиваясь вокруг тела. В холодную погоду на плечи женщины накидывали диплакс — теплый шерстяной платок.
Гиматий
Основной предмет верхней одежды у древних греков, который носили поверх хитона как мужчины, так и женщины. Гиматий — прямоугольный кусок плотной шерстяной ткани, примерно два метра в высоту и 4 в ширину, в который древние греки тоже «заворачивались». Один край гиматия перекидывали черед левое плечо на грудь, где он свисал почти до пояса, другой край пропускали под правой рукой, прикрывая спину, и тоже закидывали на левое плечо. Равно неприличным считался как слишком короткий гиматий длиной выше колена, так и достающий своими полами до земли, поэтому хороший гиматий должен был прикрывать колени и верхнюю часть голени.
В эпоху античности края плаща иногда закрепляли на левом плече фибулой, но со временем эта традиция отошла, и любой уважающий себя грек носил гиматий без застежек, полагаясь на свое мастерство заворачивания.
Во время выступлений политиков, которые сопровождались активной жестикуляцией, люди шутили, что оратор «подпоясывает свой гиматий», т. к.
удержать такой плащ на себе, активно двигаясь, было очень сложно. Спустя некоторое время в полы гиматия начали вшивать грузики или даже просто подвешивать под одеждой небольшие гири, чтобы тяжелая ткань лучше лежала на плече и не норовила сползти вперед.
Хламида
Мужская верхняя одежда, более повседневный и легкий вариант гиматия. Также состоял из прямоугольного куска шерстяной ткани, но был тоньше и меньше по размеру. Хламида была похожа на длинную накидку, прикрывающую спину и левый бок, которая фиксировалась застежкой на шее. В центральных городах ее носили преимущественно юноши, а в Спарте таким плащом довольствовались и взрослые мужчины, т. к.
хламида являлась элементом военного костюма и как нельзя лучше подходила для спартанских мужчин, постоянно находившихся в вооруженных конфликтах.
Актеры, странники, охотники и даже императоры тоже носили хламиды, для высокопоставленных лиц они изготавливались из дорогих тканей и расшивались золотом. Такой плащ гораздо удобнее гиматия, поэтому его надевали на конные прогулки, охоты и спортивные состязания.
Экзомис
Более открытая разновидность мужского хитона, изготавливалась из шерстяной или льняной ткани. У экзомиса не было рукавов, в отличие от хитона он закреплялся застежкой только на одном плече, а другое оставлял открытым. Подол одеяния был коротким, до бедер или до колен, на поясе его также подпоясывали ремешком.
В открытом и свободном экзомисе удобно было заниматься физической работой, поэтому такую одежду носили преимущественно крестьяне или рабы, но знатные греки надевали ее для занятий спортом, а воины подчеркивали коротким открытым экзомисом свое тело и воинственность.
Головные уборы
Головные уборы в Древней Греции не получили широкого распространения, покрывать голову при выходе из дома было необязательно, но на работе под открытым небом, на прогулках и охотах люди все равно часто их использовали. Крестьяне защищались от палящего солнца пилосом — маленькой шляпой без полей. Женщины надевали фолии — небольшие соломенные шляпки, крепившиеся на обруче, который девушка надевала на голову. Они были очень похожи на маленькие зонтики над головой. В большинстве случаев, если женщина хотела прикрыть голову, она набрасывала на нее шарф или край гиматия так, что получалось подобие капюшона.
Прически
Короткие мужские стрижки считались «рабскими», поэтому свободные греки носили длинные волосы и бороды, которые тоже собирали в прически. Одна из них — «бант Аполлона» — состояла из завитых волос, уложенных на макушке бантиком, причем носили такую прическу как мужчины, так и женщины. В V веке до н. э. стрижки становились короче, напоминая современный боб, популярный в 20-х годах, появилась мода на гладко выбритые лица, хотя философы и ученые продолжали ходить с бородами.
Многие женщины ходили с распущенными волосами, даже те, у кого была длинная шевелюра, и это не считалось зазорным или неприличным, но традиционная женская прическа — это собранный на затылке «греческий узел». Даже простая прическа выглядела эффектно и интересно, потому что гречанки всегда использовали украшения для волос: заколки, шпильки, тиары, обручи, которые помогали закрепить волосы и сделать прическу оригинальной и красивой.
Одной из главных тенденций в уходе за волосами была завивка. Прямые волосы в античной Греции не носил никто, и каждый день гречанки самостоятельно или с помощью рабов завивали волосы на каламисы — металлические бигуди. Также девушкам не нравился свой натуральный темный цвет, и они пытались любым способом сделать его светлее, чтобы походить на образ греческой богини Афродиты.
Для этого женщины смачивали волосы лимонным соком и подолгу сидели на ярком солнце, чтобы темные пряди выгорели и стали золотистыми. В I-II веках до н. э. обрели популярность светлые парики из волос германок и скандинавок, которые начали завозить в
Грецию, но позволить их себе могли только очень состоятельные гречанки.
Украшения
Женщины, которые могли себе это позволить, всегда носили много ювелирных украшений. Часто они заключали в себе религиозные и мифологические сюжеты, например, были популярны серьги и подвески в виде купидонов и других существ. Особенно отличались металлические витые браслеты, которые могли занимать все предплечье и сочетать в себе целые миниатюры, изображения растений, животных и богов. Мужчины носили только массивные перстни-печатки, почетные государственные деятели по праздникам надевали золотые лавровые венки, а вот мужчинам Спарты запрещалось носить любые ювелирные украшения и уподобляться слабому полу.
Косметика
Искусство ухода за собой в Древней Греции было поставлено на очень высоком уровне, если помнить, что до XVI-XVII веков вся Европа жила в условиях полной антисанитарии. Еще до нашей эры греки регулярно посещали баню и мылись, богатые люди пользовались услугами массажа в банях и натирались ароматическими маслами, купание было возведено в такой же культ, как и поклонение человеческому телу.
Популярностью пользовались духи, для производства которых шли в ход как местные растения и цветы, так и привозное сырье и азиатские специи:
- кардамон;
- имбирь;
- шафран;
- розы;
- дубовая кора и другие.
Макияж в современном значении этого слова в Греции не был распространен, т. к.
считалось, что эта искусственная маскировка убивает настоящую природную красоту, но афинянки все равно подводили сажей глаза и ресницы, пользовались пудрой и румянами. Была популярна уходовая косметика: кремы, сыворотки и всевозможные мази.
Обувь
Обувь в Древней Греции была представлена сандалиями с деревянной подошвой, закрепленными на ноге кожаными ремешками, которые носили и мужчины, и женщины. Воины носили сапоги со сложной шнуровкой впереди — эндромиды. Существовало много вариантов обуви, в том числе и сапоги, и полусапоги, и ботинки, но шнуровка присутствовала почти везде, и это характерная черта древнегреческого стиля в обуви.
Актеры театра выступали в котурнах — обуви с очень высокой подошвой, которая делала человека на сцене намного выше, – так его гораздо легче было увидеть задним рядам зрителей.
Аксессуары
Ювелирные украшения, одежда, трости и прочие аксессуары украшались изображением атрибутов греческих богов:
- стрелами;
- молниями;
- мечами и луками;
- природными божествами;
- нимфами и сатирами;
- символами основных отраслей производства Греции — оливками и виноградом.
Для изготовления аксессуаров применялись натуральные материалы: дерево, кожа, сталь, драгоценные камни.
Греческий стиль в современном мире
Сделать традиционный греческий костюм своими руками для тематической сходки или мероприятия несложно, но лучше использовать элементы греческого стиля в современных образах.
Платья в греческом стиле с завышенной, «ампирной» линией талии визуально делают фигуру выше, подчеркивают утонченные плечи и скрывают недостатки в области талии.
Плиссировка на юбке — тоже изобретение греков, строивших на ней все свои образы, как и ассиметричные платья с одной бретелькой.
Стильные образы
Образ гречанки можно примерить на выпускной, тематическую вечеринку или торжественный вечер, посвященный этой стране:
- Платье в греческом стиле с ассиметричным рукавом и сборкой на бедрах. На ногах характерные для греческого стиля сандалии на шнуровке, на руках – массивные витые браслеты.
- Белое повседневное платье со сборкой и напуском под грудью и с отделкой на горловине и манжетах. Дополнено гладиаторскими сандалиями и современной сумкой.
- Вечернее платье в греческом стиле с завышенной талией, атласным поясом и сборками на груди и подоле.
Древние греки подарили миру драпировку, плиссировку и свои традиционные наряды. Ониакутальны и сегодня, поэтому каждая девушка может примерить на себя подобный образ, подобрав наряд, украшения, обувь и прическу.