Испанский национальный костюм – переплетение старинных традиций с современностью
Содержание
Испания за многовековую историю претерпевала многочисленные войны за власть, что и повлияло на интерпретацию национального костюма. Местные жители пережили эпоху горящих костров инквизиции, королевское влияние на развитие моды, подарившее миру эталонный образец пышной средневековой одежды. Хотя больше привлекают внимание этнические народные костюмы простых жителей с пылким нравом, выражающие истинный дух испанской земли с зажигательными танцами и корридой.
Особенности испанских костюмов
Существуют различия национальной одежды по регионам, но прослеживаются общие черты. На заре развития мужские костюмы выполняли функцию защиты обладателя от вражеских стрел, поэтому отшивались из плотных негнущихся тканей.
Догматы католической церкви пропагандировали отказ от земных радостей, немногословность и чопорное поведение. Жители носили одежду в темных тонах для осветления лица, чтобы казаться светлее мавров. Приветствовались в костюме включения тканей красного, зеленого или фиолетового цвета.
Дамы носили тяжелые наряды с металлическими пластинками на груди и животе. Такое ухищрение позволяло выделить талию и спрятать изгибы тела, но не давало полноценно дышать, становясь причиной обмороков обладательницы.
Народный костюм
Впервые в исторических хрониках испанский национальный костюм упоминается в XVI веке. В период воцарения Габсбургов представители высшего общества носили корсетные одеяния, но простолюдинам с горячей кровью оказалось несвойственно подчиняться жестким правилам.
Из Андалузии берет начало культура простых испанцев – махо. Бурные выяснения отношений между парнями и девушками могли закончиться плачевно, ведь влюбленные не выходили на городские улицы без ножей. Образ жгучей Кармен возник на основе легендарных разборок махо, легко переступающих грань между любовью и кровавой ненавистью. Костюмы мужчин и женщин состояли почти из идентичных вещей. Представительницы махо носили яркие многослойные юбки, укороченные пиджаки и мантильи с гребнями.
Мужской костюм
Известны интерпретации мужского наряда, различные по эпохе появления на исторической арене. Традиционное одеяние, взятое историками за стандарт, состоит из следующих предметов:
- Белоснежная сорочка с батистовыми манжетами, обшитыми кружевами. Обязательно к рубахе пришивался брыжжевый воротник.
- Шаровидные штаны-брагет прикреплялись к бедрам сверху и снизу, имели подбивку из конского волоса. Отличительная черта брюк – вертикальные полосы из ткани контрастного цвета. В качестве нижнего белья носили кальес.
- Укороченная курточка (хубон) или колет с наплечниками, зауженными рукавами и воротником-стойкой. С течением времени воротник удлинялся, к нему пришивали кружевные вставки. Манипуляции с отделкой стали причиной появления характерного испанского гофрированного воротника.
- Мужчины носили плащи различной длины без воротника или с капюшоном. Традиционным для испанцев считается распашная накидка ропа с наплечниками, висячими рукавами и застежкой возле шеи.
Постепенно испанский костюм приобрел современные черты. На смену шаровидным брагет пришли зауженные штаны, колет заменил пиджак-фигаро. Мужчины дополнили наряд чулками, кушаком на талии, жилетом, треуголкой и плащом.
Женский костюм
С легкой подачи горожанок сформировался женский национальный костюм Испании, пропагандирующий свободу от металлических каркасов и жестких корсетов. Девушки самостоятельно отшивали наряд, состоящий из приталенного жилета, многослойной юбки с оборками, просторной блузы со съемными рукавами.
Юные испанки в качестве головного убора носили светлый гребень, который после вступления в брак надлежало поменять на аксессуар коричневого или черного цвета. Гребнем закалывали длинную кружевную накидку – мантилью. Мастерицы старались вышить ее оригинальными узорами, придающими предмету индивидуальность. Современной интерпретацией национального одеяния считаются костюмы для фламенко.
Детский костюм
Не существовало особенных различий между детской и взрослой национальной одеждой. Мальчиков наряжали в рубашки с короткими штанишками, девочек – в блузки с пышными юбками. При желании отшивали детские наряды из ярких тканей, украшали узорами и орнаментами.
Костюм по регионам
Самобытная одежда в Испании отличается по регионам. Северные провинции тяготеют к строгим консервативным одеяниям, в центральной части страны придерживаются традиционных устоев. Характерные броские костюмы появились с легкой руки южных испанцев, откуда берет истоки страстный танец фламенко.
Различия по регионам:
- В Каталонии традиционный женский наряд состоит из светлой пышной юбки, атласного лифа с ажурными вставками, фартука и черной шали. Обязательно носить темные кружевные перчатки до локтя и мантилью.
- Девушки Галисии тяготеют к расклешенным алым юбкам в продольные полосы из черного бархата, фартукам, блузкам с удлиненными рукавами. Желательно набросить на плечи ажурную шаль, а на голову повязать платок.
- В Верхнем Арагоне носят льняные рубашки с длинными сарафанами, в Нижнем – укороченные пышные юбки, фартуки и блузы с шалями.
- Народные костюмы в Валенсии составляют шелковые платья с флористическим орнаментом. Девушки подчеркивают талию расшитым передником, на голове носят косынки с бантами. Регион известен интересной прической с бусинами и заколками.
Всемирную популярность завоевал костюм жительниц Андалусии – яркое многослойное платье в горошек, обтягивающее изгибы фигуры. Южанки получили наряд в наследство от местных цыганок, воплощающих в танце страстную натуру. Андалусийки носят на плечах полупрозрачную шаль, в прическе закрепляют гребень с кружевной мантильей, в руках держат яркий веер.
Аристократический костюм
На фото представлены испанские национальные костюмы аристократов. В создании многослойного одеяния участвовали портнихи, вышивальщицы и золотошвейки, работающие месяцами над пошивом и декорированием наряда. Платья напоминали произведение искусства, хотя находиться в подобном драгоценном костюме становилось пыткой. Вызывало зависть поведение свободолюбивого народа махо, что объясняет проникновение духа бунтарства в аристократическую среду.
Эпоха Реконкисты
Период характеризуется борьбой пиренейских христиан с маврами, оккупировавшими территорию. В результате произошло смешение элементов испанских и арабских костюмов, лепту внесли и рыцари, прибывшие из Европы.
Испанцы стали носить удлиненные плащи – сюрко, которые закреплялись на доспехах с целью защиты от осадков. Мужчины примерили плащи с драпировкой на плече, накидки собреропа, ропилью и абриго.
У женских платьев выделялась линия талии с расходящимися вниз складками материи. Характерно появление пелерины и сложных головных уборов на металлическом каркасе. Специфика тренсадо не теряла популярности до 1520 года, предлагала девушкам завернуть волосы тканью, перетянув лентой. Модницы носили тренсадо совместно с восточным тюрбаном.
Эпоха Возрождения
В моде пропагандировались предписания католической церкви, отрицающей красоту человеческого тела. Королевская власть базируется на поддержке аристократии и рыцарства, но вынуждена покоряться наставлениям духовников. Если Италия переживает расцвет художественной мысли, то в Испании проявления свободы под запретом.
Возникает явление «испанской моды», получившей распространение в Европе. Аристократы носили тяжелые каркасные костюмы, сковывающие движения. Знаменитое испанское платье ввела в обиход Хуана Португальская с целью скрыть беременность. Силуэт составляли треугольники с вершинами на линии талии, очерчивающие границу лифа и расширяющейся юбки. Под одеянием носили юбку на металлической конструкции под названием вертюгаден или вертигадо. Сверху водружали баскинью (юбка) и вестидо (платье) на завязках.
Одежду отшивали из тканей серого, коричневого или черного цвета, допускались детали изумрудного или алого оттенка. Даже обувь не демонстрировали за исключением деревянных чапинес. Единственное разрешение для аристократов касалось ношения драгоценностей, служащих ярким акцентом на аскетичной одежде.
«Золотой век» (XVII век)
Испания начинает терять позиции на территории Европы, находится на грани экономического краха. Ощущается французское влияние с подачи Людовика XIV, решившего наладить контакты с испанцами.
Аристократы продолжают носить каркасные костюмы, но присматриваются к французским тканям с золотым шитьем. Богатые испанки облачаются в черные закрытые платья, напоминающие футляр, но не решаются отказаться от широкого крахмального воротника на металлическом основании. Общие черты аристократического и народного костюма – наличие мантильи и веера.
Мужчины перестали носить шаровидные штаны, заменили их зауженными брюками до колен с завязками. Удлиняется традиционная курточка хубон с откидными рукавами. Испанцы внедрили в обиход костюмы французских мушкетеров, хотя на парики мода не получила распространения.
Мужской костюм
С XVII века аристократические костюмы отшивают из темных тканей, сочетают материалы с разной фактурой по типу шелка, хлопка или бархата. Горожане начинают носить одежду с вставками желтого, красного или малинового цвета.
Появился закон о запрете украшения нарядов ажурными кружевами, но модники стали заказывать золотое шитье на одежде. Традиционный укороченный колет приобретает длину, на рукавах появляются прорези, пришивают мягкие валики на плечах. Под камзолом носят белоснежную рубашку с широкими рукавами, от непогоды защищаются с помощью манто, которое напоминало длинный круглый воротник на двух завязках.
Мужчины носят зауженные штаны, завязывающиеся под коленами. Вместо пояса для шпаги щеголяют с богато декорированной перевязью на плече в качестве части национального костюма. Заменой туфель стали модные светлые сапоги с голенищами выше колен. Испанцы приобретали обувь на невысоком каблуке для комфортной верховой езды, дворяне получили приоритет носить красные каблуки на балах.
Женский костюм
Аристократки продолжали носить громоздкие платья на жестком корсете. На широкий каркас натягивались множественные юбки, верхняя часть тела затягивалась в корсет, сверху надлежало водрузить тугой жакет с баской. По обычаю, верхние рукава имели разрез и демонстрировали рукава нижнего одеяния.
Категорически запрещалось декольте и непокрытая голова. Плохим тоном считалось носить платья, открывающие обзор на носки туфель. Украшением аристократки становились драгоценные четки, отделанный вышивкой носовой платок и веер.
XVIII век
Со смертью последнего коронованного Габсбурга началось воцарение другой моды, свободной от жестких рамок. Мода приобретает европейские черты, распространяется среди аристократических кругов.
XVIII век ознаменовался появлением костюма тореадора, названного блестящим облачением. В национальном одеянии для корриды прослеживаются черты андалузского костюма, облегающего тело, но не мешающего производить активные действия. Наряд состоит из расшитого жилета и курточки, укороченных брюк, гольф и галстука.
Другое традиционное одеяние – испанские платья для танцев фламенко. Жгучая испанка в танце завораживает мелькающими воланами на алом платье, игрой полупрозрачной шалью и взмахами веером. Исполнительница байлаор украшает локоны цветком под цвет платья, крупные бусы и браслеты дополнят образ. Зажигательный европейский танец пронизан такой же атмосферой, как и танец бандари, характерный для жителей восточных стран.
Конец XVIII — начало XIX века
Полностью уничтожает аристократичную чопорность распространение культуры махо. Простонародные карнавальные костюмы пришлись по нраву богачам, желающим окунуться в бурную жизнь с танцами и песнями. В противовес отрицания французского влияния пропагандируется идея национализма. Сеньоры того времени часто заводили знакомства с представителями махо, носили яркие детали народных самобытных костюмов.
Особенности других составляющих
Придворные дамы с подачи королевы Изабеллы возвратили моду на мантилью. Аристократки украшают голову накидкой с гребнем, протестуя против правления короля-чужестранца. Явление известно в истории под названием «заговора мантилий». Девушки носят аксессуар светлого окраса, взрослые женщины предпочитают строгость черного цвета.
Текстиль
Для пошива одежды пользуются набивными или вышитыми тканями, обычно отличающимися искусными золотыми узорами на ярком фоне. Если в Средневековье предпочитали темные ткани, то со временем их вытеснили рулоны изысканной материи различной расцветки.
Цвета и узоры
Испанские костюмы пестрят сочетанием контрастных цветов, радуют россыпью палитры оттенков. В моде как пастельная, так и насыщенная яркая гамма. Часто встречается флористический узор или горох.
Ткани
Традиционно использовали ткани с гладкой структурой, но со временем научились отшивать одежду из шелка, льна и бархата. Костюмы создавали по контрасту из материи разной фактуры и цвета.
Крой
Отдавали предпочтение одежде свободного кроя – так отшивались штаны и рубашки. Четкие линии помогали достичь желанного силуэта, в моде оставались расклешенные и трапециевидные фасоны.
Аксессуары и украшения
Испанки носили удлиненное покрывало-мантилью, прикрепленное с помощью пейнеты. Конструкцию водружали посредине головы, что говорило об аккуратности девушки. Пейнеты изготавливали из панцирей черепах, позже перешли на пластмассовые изделия. Мантилью шили из кружевных или прозрачных тканей, украшали орнаментом.
В приоритете находились расшитые пояса, золотые украшения, крупные серьги и кольца, необычной формы пуговицы, камеи и ожерелья-цепочки. Акцент свадебного наряда часто сводился к изобилию украшений: медальонов, кулонов, кораллов, ожерелий и реликвариев, хотя в качестве головного убора служил кружевной платок.
Обувь
Мужчины носили мягкую бархатную или кожаную обувь по типу «медвежьей лапы». Позже в моду вошли остроносые бархатные и атласные туфли, военные надевали обувь с узкими голенищами. Охотиться полагалось в белоснежных белых сапогах.
Девушки щеголяли в расшитых атласных и бархатных туфельках, также в моде были грубые чапинес на высокой подошве.
Волосы
Испанцы предпочитали коротко стричься, носили усы с бородой. Оставалось украсить макушку шапочкой, беретом или фетровой шляпой.
Девушки отращивали длинные волосы, мастерили прически из кос, хотя чаще собирали локоны в лаконичный пучок. Прическу закрепляли шпильками, повязывали сверху платок.
Испанский костюм в наши дни
Национальный наряд Испании прошел историю становления, но сохранил присущие черты, которые отразились в коллекциях брендовой одежды.
Разнообразные фасоны одеяний пригодятся при составлении стильного образа:
- Белоснежная блузка из летящих тканей с кружевным воротником и ажурным жабо. Ошибочно примерять мужскую рубашку, выглядящую слишком консервативно.
- Корсет подчеркнет изгибы фигуры, выделит талию. Его выпускают на шнуровке или шьют по аналогии с жилетом.
- Расклешенная от бедра юбка в пол. Пригодятся для пошива не только яркие ткани с пестрыми узорами, советуют примерить платье в темных тонах.
- Нюдовый сарафан с крупным флористическим узором – воплощение нежности. Образ дополняют широкополой шляпой.
- Однотонные расклешенные брюки темного цвета.
- Для вечернего выхода рекомендуют примерить алое длинное платье с многослойной юбкой, обшитой рюшами.
Атрибутом национального костюма послужит шаль, небрежно накинутая на плечи. Приветствуется крупный цветок в прическе или на одежде как символ жаркой земли людей с пылким нравом.
Испания поражает воображение традиционными нарядами, воплотившими воедино элегантность и притягательность. Даже если национальные костюмы уместны только на занятиях танцами, то некоторые элементы одежды вписываются в современный модный лук.