Онлайн-журнал моды

Грузинская национальная одежда – связующий символ прошлого и настоящего одного из древнейших народов Кавказа

string(10) "error stat"
string(10) "error stat"
string(10) "error stat"
string(10) "error stat"
string(10) "error stat"
В романе Гурама Дочаношвили «Одарю тебя трижды» отец просит одеть вернувшегося скитальца – сына – в лучшие одежды. Роман имеет и второе название – «Одеяние первое». На грузинском языке словосочетание «лучшие одежды» (პირველი ტანსაცმელი) означает еще и «одежды первые» – исконные одежды твоей Родины.

Особенности грузинского национального костюма

Ничто так не передает красоту классического национального костюма Грузии, как танец. Именно в движении раскрывается истинная красота строгого убранства национального костюма, передающего гордый дух воинственного и свободолюбивого народа Кавказа. Разнообразие народов и сословий, проживающих в Тифлисе и вокруг него, породило множество вариантов одеяний. Однако общие черты, не претерпевшие изменений столетиями, и являются деталями для определения национального грузинского костюма. Самая узнаваемая из них – чоха.
Грузинский национальный костюмГрузинский национальный костюмГрузинский национальный костюм
Грузинский национальный костюмГрузинский национальный костюмГрузинский национальный костюм
Грузинский национальный костюмГрузинский национальный костюмГрузинский национальный костюм
Грузинский национальный костюмГрузинский национальный костюм

Характерные черты костюма Грузии

Чоха – это вид суконных кафтанов из шерстяного домотканого полотна, преимущественно темного тона, носимых как верхнее платье. Однобортный перед чохи-черкески плотно застегивается до талии, оставляя открытой грудь, чтобы архалук (верхняя рубаха с высоким воротом) был виден. Длинные рукава чохи разрезные, что придает кафтану романтическую элегантность и не мешает широкому взмаху руки. При надобности рукав подвязывался на запястье.
Для грузинского мужчины чоха – непременный атрибут полного облачения. Дополняет одеяние поясной ремень и кинжал – без них мужской костюм считается неполным. Чоха – национальное кавказское верхнее платье для мужчин, женщин и детей.
Даже повседневный черный национальный грузинский костюм выглядит франтовато. Строгие линии кроя не лишают его удобства в носке и не стесняют свободы движения. Чоху для знатных отличало качество ткани и тщательность проработки швов, богатство вышивки и обилие украшений. Праздничная чоха кроилась из дорогих привозных тканей с добавлением множества украшающих элементов: перевитых шнуров, нашивок из серебряных, шелковых и золотых нитей, позолоченных и орнаментированных газырей, дополнительных накладных карманов. Крестьянская чоха не могла соперничать по красоте вышивки и богатству убранства с черкесками высшего сословия, ее основная задача – практичность. Поэтому рукава у нее редко разрезные, чаще всего просто широкие, закатанные до локтей. Если «знатные» кафтаны шились из тканей насыщенных тонов, то крестьянская одежда шилась из соображений практичности и бывала просто темной. Но и к этим чохам относились очень бережно и надевали их, когда надо было «выйти в люди» – появление без верхней одежды в общественных местах считалось верхом неприличия даже в жаркий полдень.
ЧохаЧохаЧоха
ЧохаЧохаГрузинский национальный костюм
Грузинский национальный костюм

Цветовая гамма

Грузины предпочитают черно-белую гамму в одежде – так традиционно сложилось. Чоха не на каждый день могла быть и синей, и серой, коричневой и даже красной. Архалук мог быть не только белым, но и красным, сиреневым, синим и бордовым. Женщины, помимо традиционно сдержанных черно-белых цветов, включали в элементы своих нарядов яркие красные, зеленые, желтые и оранжевые оттенки. Правда, такое разнообразие цветовых сочетаний можно было наблюдать лишь по праздникам: в обычные дни грузинки одевались строго, в темные тона, согласно этикету. Чаще всего – в черный, поскольку он считался цветом благородства и знатности. Более полные данные о цветовых вариациях грузинского костюма до начала XIX века отсутствуют, поскольку достоверно точных описаний одежды не сохранилось.
Грузинский национальный костюмЦветовая гамма национальных Грузинских костюмовЦветовая гамма национальных Грузинских костюмов
Цветовая гамма национальных Грузинских костюмов

Особенности кроя и декора грузинского костюма

Внешняя простота и строгость покроя национальных нарядов Грузии скрывает некоторые секреты:
  • чтобы чоха подчеркивала достоинства фигуры, кроили ее из цельного полотна, сильно скашивая бочок к спинке;
  • спинка была полностью отрезная, чтобы под шов заложить мягкие широкие складки, не стесняющие широту шага;
  • воротник в классической чохе отсутствует, иногда добавляется «намек» на него в виде маленькой, аккуратной стойки;
  • перед кроился так, чтобы на груди чоха не сходилась, дабы был виден строгий, застегнутый на все пуговички архалук с высоким воротом;
  • рукав чохи – разрезной, чтобы не мешать свободным стремлениям руки в бою. Его можно откинуть за спину, а при надобности – застегнуть или завязать на запястье.
Длина у чохи разная, по обстоятельствам, но классика предписывает длину ниже колен.

Разновидности грузинского костюма

Несмотря на общность грузинского национального костюма, народы Грузии сохранили элементы своей идентичности в деталях одежды. Например:
  • талавари – хевсунский костюм из горной области Хевсурети. Аналог их вышивки найти трудно: черная или синяя грубая ткань сплошь заткана пестрой вышивкой из цветных нитей, бусинок, мелких монет и бисера. На спине и плечах – вышитые кресты. У мужчин-хевсуров части рубашек архалуков, видимые из-под чохи (грудь, ворот, рукава), расшиты с такой же любовью и тщательностью;
Грузинский национальный костюм
  • костюм пшавов из верховий Арагви и Аргуни. Пшавов считают народом родственным хевсурам. Неудивительно, что и наряды их во многом схожи. Мужчины носили короткие чохи с откидными рукавами, архалуки синего и зеленого цветов, широкие шаровары и каламани (плетеная кожаная обувь) с шерстяными, меховыми ноговицами. Обязательная принадлежность, помимо кинжала – ружье в меховом чехле. Женщины носили непременно красную рубаху ниже колена, с разрезом, который редко имел стягивающие шнурки или застежки, обильно расшитую на груди бусами, камешками и монетами, шаровары и свободное платье, поверх которого надевалась короткая чоха. Основное украшение женщин – массивные серьги, кресты, бусы, браслеты и пр. из серебра и меди.
Пшавы и хевсуры хотя и украшают одежду яркими крестами – джавари, но сочетают в своей вере старые ведические и новые христианские обычаи.
ТалавариТалавариГрузинский национальный костюм

Женский грузинский костюм

Полный женский костюм грузинки более многослойный, чем мужской. Нательное белье состояло из:
  • перанги (длинная сорочка);
  • штаны шеидиши.
Богатые женщины шили сорочки и штаны из шелка, батиста и коленкора, а дамы с небольшим достатком кроили свои перанги из холста. И те, и другие стремились расцветить нижнее белье вышивкой с растительным орнаментом, используя нити для узора. Женский Грузинский костюм

Картули кааба

Женское платье – картули кааба – шилось длинным и шнуровалось так, чтобы максимально облегало стан. Спереди лиф застегивался на скрытые петли и крючки, оставляя открытым глубокий вырез. Он закрывался вставкой гулиспири, часто контрастного с платьем цвета. Молодые девушки позволяли себе ярко-красную вставку или чисто белую, чтобы оттенить свежесть лица. Знатные особы вышивали гулиспии золотой нитью, девушки и женщины небогатых семей в качестве украшения делали множество защипов и складок. Нередко украшением вставки становилась стилизация мужского архалука со множеством мелких пуговок. Рукава картули каба могли быть как сшитыми, так и разрезными по типу мужского каба. В этом случае женщина обязательно поддевала куртманджи – внутренний рукав. Лиф платья обшивали с особой тщательностью, привлекая к нему внимание тесьмой, бисером, мелкой монетой, жемчугом и драгоценными камнями. Если денег на золотую тесьму не хватало, довольствовались цветным сутажем и кружевом. На цвет платья «табу» не распространялись, но хорошим тоном считалось шить платья сдержанных тонов, всегда в тренде – черный. Для дам из высшего общества привозился шелк, атлас и пр. покупные ткани. Обычные горожане использовали сукно, лен, сатин.
Женщины замужем повязывают сарткели – широкий пояс – чуть ли не в пол длиной. Сарткели обязательно шьются из тонкой ткани и собственноручно расшиваются мастерицами традиционными орнаментами-оберегами. Знатные и богатые женщины шили свои пояса из шелка, тончайшей шерсти, муара и бархата. Бедные – из отбеленного холста или сатина. Пояс всегда повязывался таким образом, чтобы декор был виден окружающим.
Грузинский национальный костюмГрузинское женское платьеГрузинское женское платье

Курки и катиби

Настоящим произведением искусства в гардеробе знатной дамы была шуба курки, сшитая из дорогого меха, покрытая бархатом и расшитая драгоценными камнями – рубинами, жемчугами, топазами, бирюзой и лалами. Эта шубка весила столько, что ходить в ней каждый день было попросту неудобно. На каждый день вполне годился катиби – утепленный атласный или шелковый кафтан всех оттенков красного, длиною до колен. Ему полагалась меховая оторочка и разрезной рукав с опушкой из того же меха. Как и мужская чоха, катиби застегивался лишь в районе талии.
Чоха, скроенная на женскую фигуру, также была неотъемлемой частью гардероба грузинок. Национальные наряды выгодно подчеркивают тонкую талию девушек за счет плотно обтягивающего лифа и длинной, закрывающей ступни, широкой юбки.

Детский грузинский костюм

Костюмы повторяли детали нарядов родителей, только у них было больше красок и проще крой, чтобы ребенок чувствовал себя свободно. Для девочек были позволительны укороченные платья, для мальчиков – короткие чохи. Если у мальчиков рукоделие не входило в обязательную программу обучения, то девочки лет с 5-6 начинали пробовать себя в различных видах вышивки и плетении тесьмы. К 8-10 годам у воспитанной грузинской девочки уже должно было быть одеяние, сшитое и украшенное своими руками.
Кичливой пышности наряда не допускалось, но и подчеркнутое темными тонами целомудрие также считалось излишеством. До времени, когда девушка входила в пору невесты (12-13 лет), разрешались юбки до середины икры и открытые запястья.
В XIX веке правила сокрытия лица соблюдалось только в дальних аулах, а XX век вытеснил этот обычай полностью. Сейчас дети редко надевают национальные костюмы, предпочитая им свободную европейскую моду, однако на праздниках молодые и совсем юные грузины и грузинки с удовольствием щеголяют в национальных одеждах. По принципу «красота, простота, узнаваемость» выполняются современные танцевальные и карнавальные костюмы в грузинско-кавказском стиле.
Грузинский национальный костюмДетский Грузинский костюмДетский Грузинский костюм
Детский Грузинский костюмДетский Грузинский костюмДетский Грузинский костюм

Мужской грузинский костюм

Наряд мужчин многослойный, состоящий из верха и низа. Верхом служили различные по покрою и предназначению кафтаны и куртки (чоха, каба, чекмень, бешмет, куладжа). Под кафтаны грузинские мужчины надевали нижнюю рубаху – перанги, сшитую из шелка, ситца или отбеленного холста, а сверху – ахалухи (архалук) сорочку со стоячим воротником. На груди архалук застегивался на длинный ряд мелких пуговиц или крючков.
Грузинский национальный костюмМужской Грузинский костюмМужской Грузинский костюм
Мужской Грузинский костюм

Папанаки

Для княжеской чохи, помимо вышивки, обязательным атрибутом был папанаки – круглый широкий кусок плотной ткани с вышитым семейным гербом. Изначально папанаки надевался на голову, позже – перекочевал на грудь, ближе к плечу.

Газырница

Черкеска немыслима без газырницы – специальных длинных нашитых карманов-гнезд для пороховых зарядов – газырей. Для удобства такой патронташ крепился в ряд по обеим сторонам груди.
Грузинский национальный костюмГазырницаГазырница
ГазырницаГазырница

Мужской пояс

Особое внимание уделяли грузины поясным наборным ремням, которые украшались металлическими и серебряными вставками с орнаментом и со специальными подвязками на боку – для ношения оружия и дичи. В холода поверх чохи было принято носить набади (грузинская бурка), шубу курки или тулуп. Для богатого сословия шились короткие утепленные войлоком и мехом куладжи, часто из дорогих тканей (атлас, бархат, муар). Такой верхний наряд удобен и прекрасно сочетается с низом костюма – исподних штанов шеидиши и верхних суконных или кожаных – шарвали, не обязательно темного цвета. Штаны кроились в виде 2-х широких прямоугольников со скошенным углом, сшивались по прямой и стягивались на талии шнурком через подогнутую полоску ткани – кулиску. Дополняется грузинский костюм множеством отдельных элементов, каждый из которых имеет свое символическое и практическое назначение. В целом одеяние выглядит живописно и элегантно одновременно, выгодно подчеркивая статную широкоплечую фигуру грузинских мужчин. Привилегированные горожане могли позволить себе более разнообразный гардероб, вещи которого были недоступны низким сословиям.
Пример тому – каба – разновидность верхней одежды, выполненная исключительно из завозных дорогостоящих материалов (плотный шелк, тафта, бархат, муар). Отличие в покрое – рукав, который был разрезным только на 2/3 от плеча. Дальше он сужался и зашивался, закрывая кисть руки до пальцев. Еще одной неотъемлемой деталью городского мужчины стали перстные четки – эта мода жива до сих пор. Четки считаются «крутыми», если выполнены из крупного янтаря или агата.
Подчеркнутая строгость мужской одежды выгодно оттеняет грацию и утонченную элегантность женского наряда.
Грузинский национальный костюмГрузинский мужской поясГрузинский мужской пояс
Грузинский мужской пояс

Головные уборы Грузии

До 30-х годов благородные грузинки носили на голове высокое сооружение из нескольких слоев проклеенной бумаги, обтянутой тканью – шапочку шустаки. Она держалась на голове при помощи повязки – тавксакрави.

Тавхурва

На смену высокому головному убору в XIX веке пришел другой, низкий и более удобный, ставший предметом неусыпной заботы женщин всех сословий – тавхурва. Тавхурва состоит:
  • чихта (копи) – ободок из картона, вырезанный по окружности головы. На ободок прикреплялся сначала слой тонкой ткани с двух сторон, затем на внешнюю сторону накладывался валик из ваты, который обшивался шелком или другой «благородной» тканью;
  • тавсакрави теперь выполняла и декоративную функцию. Повязка превратилась в широкую ленту с вышивкой, тиснением или росписью. Чаще всего ленту вырезали из бархата и крепили к чихте;
  • под ободок на голову надевалась вуаль – лечаки. Чем тоньше и воздушнее была ткань для вуали, тем более высокое положение занимала женщина.
В моде были не только белые или голубые лечаки: модницы охотно покрывались алыми и золотыми тканями. Края их обшивались кружевами. Грузинский национальный костюм
Помимо тавхурвы, выходя из дома, грузинская женщина должна была покрыть голову тонким платком багдади, прикрепив его к центру чихты особой налобной булавкой и закрепив концы под подбородком. Поверх багдади – большое белое покрывало аджига или чадри, покрывающее девушку до пят.
Для мужчин существовало три вида головных уборов. Грузинские мужские шапки называются:
  • папаха;
  • башлык;
  • куди.
Каждая из них имеет свои особенности.
ТавхурваТавхурва

Папаха

«Папаху мужчина может потерять только с головой!», – гласит кавказская поговорка. Эта большая шапка может быть лохматой, если сделана из овечьей или козлиной шкуры, и аккуратно приглаженной, если для ее создания использовался каракуль – шкурки ягнят с коротким густым, шелковистым и упругим мехом, образующим витиеватые плотные завитки различных форм. Еще 100 лет назад выйти из дома без папахи для мужчины считалось моветоном. У каждого мужчины шапки были на все случаи жизни: для улицы, для гостей, для праздника и траура. Женщины различных народностей также охотно носили этот предмет одежды, а в Тифлисе он считался модным дополнением к женскому платью.
Грузинский национальный костюмПапахаПапаха
Папаха

Башлык

Это остроконечный капюшон с длинными широкими «ушами», задача которых – защита лица и шеи от непогоды. В давние времена башлык, замотанный до глаз, выступал и в качестве балаклавы. В холодную погоду это изделие из тонкого шерстяного полотна надевали прямо на голову или поверх папахи. В свободном состоянии он откидывался за спину, а «уши» перекидывались вперед или завязывались на груди. Калабах – почти точная копия башлыка, только «уши» у него наполовину короче. От того, как завязан башлык (калабах), можно было узнать, к какой группе или народности принадлежит мужчина. Для праздничного выхода имелся башлык с вышивкой и тесьмой, часто тот, который подарила невеста в день свадьбы. На торжество надевался башлык из красного или белого сукна. Для женщин шились уборы из шелка любого цвета, а вшивка полностью зависела от вкуса и умелых рук хозяйки.
Грузинский национальный костюмБашлыкБашлык

Куди

В Грузии есть шапки-тюбетейки куди, по которым можно определить принадлежность к определенной народности, т.к. каждая такая из них имеет свою форму, орнамент и цвет. Например:
  • хевсурские мужчины носят вывязанные шапки-куди из полушерстяной пряжи. В ходу и войлочный вариант. Украшение такого головного убора – вышитый джавари (крест) в окружении узора из белых и темных бусин;
  • сваны предпочитают куди из валеной шерсти, обшитые тесьмой;
  • войлочные шапочки круглой или квадратной формы, расшитые тесьмой и нитями, принадлежат имеретинскому народу. В ходу у них и папанаки: до сих пор можно встретить мужчину, с гордостью несущего свой родовой герб на голове, а не на плече;
  • кахетинцы традиционно валяют свои надбис куди из белой и черной овчины.
Эту маленькую шапочку можно носить, не снимая, даже дома. И до конца XIX века грузинские мужчины так и поступали – в куди даже ложились спать!
Грузинский национальный костюмКуди

Свадебные наряды

Если сватовство (мачанклоба) состоялось, то с этого дня девушка и юноша становятся невестой и женихом. Обручение (нишноба) проходит в доме невесты, и жениху следует позаботиться о достойных подарках. В дар преподносятся золотые украшения, новая одежда. В этот день будущие супруги обмениваются кольцами, а семья невесты дарит жениху свадебный костюм и обувь.
Грузинский свадебный нарядГрузинский свадебный нарядГрузинский свадебный наряд

Женский национальный свадебный наряд

Раньше до счастливого момента корцили (свадьба) проходило от года до 5-ти лет. Сегодня столько времени «на раздумье» не отводится, поэтому жених торопит рождение союза дорогим подарком – свадебным нарядом для будущей супруги. Помимо роскошного белого платья в городском стиле, невесте полагается:
  • свадебная чоха женского покроя из атласа, муара или шелка;
  • белый головной убор в полном сборе. Сегодня вполне заменяем диадемой или шапочкой из бархата;
  • с XX века невесту на свадьбу уже не покрывают белым или красным покрывалом до пят, но наличие фаты обязательно;
  • особый дар со смыслом – длинная нательная рубаха без рукавов для купания, халат и обувь коши;
  • шею или тавхурву невесты должно дополнять дорогое украшение. Самым популярным камнем был и остается жемчуг;
  • еще один непременный атрибут платья невесты – узкий серебряный пояс, который молодая жена в день свадьбы сменит на пояс замужней женщины – сарткели;
Грузинский национальный костюм
  • по традиции, свадебное платье должно быть с лифом, обильно украшенным шелком, золотом, серебром и бисером со шнуровкой на талии, независимо от семейного достатка.
Подчеркнуть сказочную красоту невесты помогут грузинские свадебные платья с соблюдением обязательных традиционных деталей.
Женский свадебный нарядЖенский свадебный нарядЖенский свадебный наряд

Мужской национальный свадебный костюм

Свадебное одеяние грузинца мало уступает по красоте платью невесты. В традиционный комплект жениха входят:
  • новая белая, черная, светло-серая, кремовая, бордовая или бежевая чоха;
  • к свадебной чохе полагался новый ахалухи из гладкой блестящей ткани, но эту деталь одежды, как и штаны, жених «добывал» сам;
  • помимо чохи, невеста дарила жениху богато расшитый собственными руками башлык;
  • бурку и папаху приобретали родственники жениха ему в подарок;
  • отец невесты преподносил будущему зятю узкий кожаный пояс для кинжала и пр. оружия. Само оружие не дарилось никогда, да и сам жених приходил на свадьбу безоружный;
  • на ноги жених надевал щеголеватые высокие сапоги на каблуке – по Тифлисской моде.
Трудно представить более красивую пару, когда жених и невеста в национальных костюмах танцуют свой первый совместный свадебный танец – картули. Грузинский национальный костюм

Аджарский костюм

Аджары, попавшие в XVI веке под влияние осман, приняли мусульманскую веру, но сумели сохранить свой язык, культуру, быт и национальное самосознание. И не последнюю роль в сохранении культуры мусульманских грузин сыграл их национальный костюм. Мужской аджарский костюм рационален и лаконичен: сорочка-рубаха перанга и шаровары дзигва. Дзигва – особый вид шарвали из черного сатина или тонко выделанного войлочного сукна (по погоде), скроенного таким образом, что сверху образовывались просторные складки, а к низу дзигва сужались. На рубашку надевался короткий черный жилет зубуни и заправлялся в шарвали. Зубуни так же шился в двух вариантах – зимнем и летнем. Зимний вариант имел рукава и был подбит войлоком или ватой. Поверх зубуни надевалась аджарская чоха – чакура. Она отличается от грузинской черкески:
  • ей положен воротник-стойка;
  • рукав у чакуры длинный и достаточно узкий;
  • она запахивается на один бок, а не застегивается встык;
  • на чакуре нет газырниц, вместо них – карманы;
  • длина – до середины бедра, ее удобно заправлять в штаны;
  • если чоха подчеркивалась поясным украшенным наборным ремнем, то у аджарцев чакура обвивалась тонким кожаным ремешком, поверх которого наматывался длинный цветной кушак, желательно с кистями. За кушак и закладывалось оружие;
  • чакуру обязательно шили из ярко-красных тканей, либо использовали интенсивный синий цвет
Интересная деталь: заправлять куртку в штаны – прерогатива степняков, а аджарцы – народ высокогорий.
На голове был тонкий полотняный платок, а сверху – из более плотной ткани, сшитый по типу башлыка и повязанный наподобие чалмы с кисточкой. Грузинский национальный костюм Не типичен для Грузии и женский аджарский наряд, что не умаляет его красоты и удобства: это перанга, по крою напоминающая рубаху с цельнокроеным рукавом, доходящая до щиколоток. Перанги шились из красной и синей материи и свободно спускались на алые шарвали, сужающиеся над косточкой ступни. Красоту эту покрывало распашное платье зубунпаранги из желтого или оранжевого ситца. Талию аджарки перехватывал передник из домотканого шерстяного полотна – пештемали. Хирху (верхняя одежда) надевали, когда становилось прохладно. Зимняя хирха имела ватную или войлочную подстежку. Головной убор многослойный. В него входят:
  • тонкий ситцевый платок;
  • второй платок, обхватывающий лоб по линии бровей;
  • третий – леча, – закрывающий голову и шею до плеч.
С 12 лет девочку до замужества покрывали белой чадрой, закрывавшей голову, плечи и руки до локтей. Оригинальной была и остроносая обувь нанили – шлепки, постукивающие при ходьбе из-за деревянной подошвы. Еще до 30-х годов XIX века наряды жителей гор и равнин сильно отличались, но постепенно модные тенденции долин потеснили стиль и фасон костюмов горных районов. К середине XIX века женская рубаха уже заменена городскими приталенными платьями с широкими юбками, а знатное мужское население начало шить чохи из привозных тканей, облюбовав парчу и плюш. Главным законодателем изменений в народных одеждах был, конечно, Тифлис – недаром его именовали «грузинским Парижем».
Аджарский костюмАджарский костюм

Аксессуары грузинского костюма

Грузинская национальная одежда (на фото) – это не просто кафтан или платье, скроенное по определенному образцу. Это целый набор аксессуаров, который диктует грузинский стиль, сформированный в течение многих веков и дошедший до нашего времени практически неизмененным. Для него характерны:
  • строгий концептуальный покрой;
  • приверженность к темным цветам;
  • сочетание разнофактурных тканей;
  • использование меха и кожи;
  • любовь к натуральным камням (особо к кораллу, жемчугу и янтарю);
  • браслеты и серьги с перегородчатой эмалью;
  • многослойность в одежде и украшениях;
  • изящные платки и расцвеченные накидки, сочетающиеся с классическими кавказскими национальными платьями в самой неожиданной форме;
  • ручная изысканная вышивка невероятно сложных орнаментов, включающих в себя древние символы грузинского народа.
И сегодня на костюмах присутствуют мелкие детали одежды, привлекающие самобытностью – точные копии тех, что носили грузины на протяжении веков, подчеркивающие натуральную красоту и мудрость этого древнейшего народа.
Грузинский национальный костюмАксессуары Грузинского костюма

Грузинская обувь

В Грузии обувь также была распределена по статусу, достатку и принадлежности к той, или иной народности. Так, жители высокогорий обували ноги в читеби – вязанные из толстой пряжи носки, подшитые невыделанной кожей. Кусок кожи пришивался мехом наружу, чтобы нога не скользила по камню. Женщины носили каламани – лапти, сшитые из цельного куска кожи (зимний вариант) или сплетенные из длинных полосок войлока и кожи (летний вариант). Мягкие, теплые, прочные и легкие каламани надевались поверх войлочных носков и перетягивались веревочками на манер современных шнурков. Украшением такой обуви служили носки циндеби, разукрашенные в яркие сочные цвета. В городах на обувь существовала своя мода и этикет:
  • пачули – мягкие кожаные башмаки, крепившиеся к стопе ремешками или веревочками, могли позволить себе ремесленники и остальные горожане среднего достатка;
  • еще одной распространенной обувью для состоятельных женщин служили коши – туфли с загнутым носком на высоком каблуке. Коши пятки не имели, вероятнее всего, были позаимствованы у персидских одалисок. Согласно персидской моде того времени, коши шились из сафьяна и бархата, а трудолюбивые служанки расшивали их золотой нитью столь плотно, что и ткани порой было не видно. К концу XIX столетия у персидских туфелек появился задник;
  • утепленные сапоги с меховой стелькой, мягким носком и плотным задником назывались ичиги. Носили их женщины и мужчины богатых сословий. Такие же сапожки шились для их детей.
Танцевать лучше всего было в легких, мягких сапогах без каблука, застежек и подскока, которые плотно облегают голень и надежно фиксируются ремешками под коленом. Называются танцевальные сапоги тоже ичигами, но не стоит путать их с остальной обувью. Кавказские танцевальные ичиги – вид отдельный, аналогов им в мире не существует.
Грузинский национальный костюмГрузинский национальный костюмГрузинская обувь
Грузинская обувь

Где купить национальное платье Грузии

Проще всего – в самом Тбилиси. Если нет возможности посетить «теплый» город, то можно связаться по интернету с магазинами, торгующими традиционными грузинскими одеждами, обувью и аксессуарами. Очень хороша коллекция стилизованных грузинских национальных костюмов в магазине-салоне «САМОСЕЛИ ПИРВЕЛИ» (на фото). У магазина есть собственный сайт, где можно ознакомиться с ассортиментом и узнать цены. Грузинский национальный костюм
Несмотря на то, что европейская мода плотно вошла в жизнь грузин, они не теряют связи с традициями своих предков. Даже на современной одежде можно увидеть элементы национального наряда, а на торжествах и народных гуляниях грузины облачаются в традиционные костюмы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Похожие публикации