Грузинская национальная одежда – связующий символ прошлого и настоящего одного из древнейших народов Кавказа
Содержание
- 1 Особенности грузинского национального костюма
- 2 Характерные черты костюма Грузии
- 3 Цветовая гамма
- 4 Особенности кроя и декора грузинского костюма
- 5 Разновидности грузинского костюма
- 6 Головные уборы Грузии До 30-х годов благородные грузинки носили на голове высокое сооружение из нескольких слоев проклеенной бумаги, обтянутой тканью – шапочку шустаки. Она держалась на голове при помощи повязки – тавксакрави. Тавхурва На смену высокому головному убору в XIX веке пришел другой, низкий и более удобный, ставший предметом неусыпной заботы женщин всех сословий – тавхурва. Тавхурва состоит: чихта (копи) – ободок из картона, вырезанный по окружности головы. На ободок прикреплялся сначала слой тонкой ткани с двух сторон, затем на внешнюю сторону накладывался валик из ваты, который обшивался шелком или другой «благородной» тканью; тавсакрави теперь выполняла и декоративную функцию. Повязка превратилась в широкую ленту с вышивкой, тиснением или росписью. Чаще всего ленту вырезали из бархата и крепили к чихте; под ободок на голову надевалась вуаль – лечаки. Чем тоньше и воздушнее была ткань для вуали, тем более высокое положение занимала женщина. В моде были не только белые или голубые лечаки: модницы охотно покрывались алыми и золотыми тканями. Края их обшивались кружевами. Помимо тавхурвы, выходя из дома, грузинская женщина должна была покрыть голову тонким платком багдади, прикрепив его к центру чихты особой налобной булавкой и закрепив концы под подбородком. Поверх багдади – большое белое покрывало аджига или чадри, покрывающее девушку до пят. Для мужчин существовало три вида головных уборов. Грузинские мужские шапки называются: папаха; башлык; куди. Каждая из них имеет свои особенности. Папаха «Папаху мужчина может потерять только с головой!», – гласит кавказская поговорка. Эта большая шапка может быть лохматой, если сделана из овечьей или козлиной шкуры, и аккуратно приглаженной, если для ее создания использовался каракуль – шкурки ягнят с коротким густым, шелковистым и упругим мехом, образующим витиеватые плотные завитки различных форм. Еще 100 лет назад выйти из дома без папахи для мужчины считалось моветоном. У каждого мужчины шапки были на все случаи жизни: для улицы, для гостей, для праздника и траура. Женщины различных народностей также охотно носили этот предмет одежды, а в Тифлисе он считался модным дополнением к женскому платью. Башлык Это остроконечный капюшон с длинными широкими «ушами», задача которых – защита лица и шеи от непогоды. В давние времена башлык, замотанный до глаз, выступал и в качестве балаклавы. В холодную погоду это изделие из тонкого шерстяного полотна надевали прямо на голову или поверх папахи. В свободном состоянии он откидывался за спину, а «уши» перекидывались вперед или завязывались на груди. Калабах – почти точная копия башлыка, только «уши» у него наполовину короче. От того, как завязан башлык (калабах), можно было узнать, к какой группе или народности принадлежит мужчина. Для праздничного выхода имелся башлык с вышивкой и тесьмой, часто тот, который подарила невеста в день свадьбы. На торжество надевался башлык из красного или белого сукна. Для женщин шились уборы из шелка любого цвета, а вшивка полностью зависела от вкуса и умелых рук хозяйки. Куди В Грузии есть шапки-тюбетейки куди, по которым можно определить принадлежность к определенной народности, т.к. каждая такая из них имеет свою форму, орнамент и цвет. Например: хевсурские мужчины носят вывязанные шапки-куди из полушерстяной пряжи. В ходу и войлочный вариант. Украшение такого головного убора – вышитый джавари (крест) в окружении узора из белых и темных бусин; сваны предпочитают куди из валеной шерсти, обшитые тесьмой; войлочные шапочки круглой или квадратной формы, расшитые тесьмой и нитями, принадлежат имеретинскому народу. В ходу у них и папанаки: до сих пор можно встретить мужчину, с гордостью несущего свой родовой герб на голове, а не на плече; кахетинцы традиционно валяют свои надбис куди из белой и черной овчины. Эту маленькую шапочку можно носить, не снимая, даже дома. И до конца XIX века грузинские мужчины так и поступали – в куди даже ложились спать! Свадебные наряды
- 7 Аджарский костюм
- 8 Аксессуары грузинского костюма
- 9 Грузинская обувь
- 10 Где купить национальное платье Грузии
В романе Гурама Дочаношвили «Одарю тебя трижды» отец просит одеть вернувшегося скитальца – сына – в лучшие одежды. Роман имеет и второе название – «Одеяние первое».
На грузинском языке словосочетание «лучшие одежды» (პირველი ტანსაცმელი) означает еще и «одежды первые» – исконные одежды твоей Родины.
Особенности грузинского национального костюма
Ничто так не передает красоту классического национального костюма Грузии, как танец. Именно в движении раскрывается истинная красота строгого убранства национального костюма, передающего гордый дух воинственного и свободолюбивого народа Кавказа.
Разнообразие народов и сословий, проживающих в Тифлисе и вокруг него, породило множество вариантов одеяний. Однако общие черты, не претерпевшие изменений столетиями, и являются деталями для определения национального грузинского костюма. Самая узнаваемая из них – чоха.
Характерные черты костюма Грузии
Чоха – это вид суконных кафтанов из шерстяного домотканого полотна, преимущественно темного тона, носимых как верхнее платье.
Однобортный перед чохи-черкески плотно застегивается до талии, оставляя открытой грудь, чтобы архалук (верхняя рубаха с высоким воротом) был виден.
Длинные рукава чохи разрезные, что придает кафтану романтическую элегантность и не мешает широкому взмаху руки. При надобности рукав подвязывался на запястье.
Для грузинского мужчины чоха – непременный атрибут полного облачения. Дополняет одеяние поясной ремень и кинжал – без них мужской костюм считается неполным. Чоха – национальное кавказское верхнее платье для мужчин, женщин и детей.
Даже повседневный черный национальный грузинский костюм выглядит франтовато. Строгие линии кроя не лишают его удобства в носке и не стесняют свободы движения.
Чоху для знатных отличало качество ткани и тщательность проработки швов, богатство вышивки и обилие украшений.
Праздничная чоха кроилась из дорогих привозных тканей с добавлением множества украшающих элементов: перевитых шнуров, нашивок из серебряных, шелковых и золотых нитей, позолоченных и орнаментированных газырей, дополнительных накладных карманов.
Крестьянская чоха не могла соперничать по красоте вышивки и богатству убранства с черкесками высшего сословия, ее основная задача – практичность. Поэтому рукава у нее редко разрезные, чаще всего просто широкие, закатанные до локтей.
Если «знатные» кафтаны шились из тканей насыщенных тонов, то крестьянская одежда шилась из соображений практичности и бывала просто темной. Но и к этим чохам относились очень бережно и надевали их, когда надо было «выйти в люди» – появление без верхней одежды в общественных местах считалось верхом неприличия даже в жаркий полдень.
Цветовая гамма
Грузины предпочитают черно-белую гамму в одежде – так традиционно сложилось.
Чоха не на каждый день могла быть и синей, и серой, коричневой и даже красной.
Архалук мог быть не только белым, но и красным, сиреневым, синим и бордовым.
Женщины, помимо традиционно сдержанных черно-белых цветов, включали в элементы своих нарядов яркие красные, зеленые, желтые и оранжевые оттенки.
Правда, такое разнообразие цветовых сочетаний можно было наблюдать лишь по праздникам: в обычные дни грузинки одевались строго, в темные тона, согласно этикету. Чаще всего – в черный, поскольку он считался цветом благородства и знатности.
Более полные данные о цветовых вариациях грузинского костюма до начала XIX века отсутствуют, поскольку достоверно точных описаний одежды не сохранилось.
Особенности кроя и декора грузинского костюма
Внешняя простота и строгость покроя национальных нарядов Грузии скрывает некоторые секреты:
- чтобы чоха подчеркивала достоинства фигуры, кроили ее из цельного полотна, сильно скашивая бочок к спинке;
- спинка была полностью отрезная, чтобы под шов заложить мягкие широкие складки, не стесняющие широту шага;
- воротник в классической чохе отсутствует, иногда добавляется «намек» на него в виде маленькой, аккуратной стойки;
- перед кроился так, чтобы на груди чоха не сходилась, дабы был виден строгий, застегнутый на все пуговички архалук с высоким воротом;
- рукав чохи – разрезной, чтобы не мешать свободным стремлениям руки в бою. Его можно откинуть за спину, а при надобности – застегнуть или завязать на запястье.
Длина у чохи разная, по обстоятельствам, но классика предписывает длину ниже колен.
Разновидности грузинского костюма
Несмотря на общность грузинского национального костюма, народы Грузии сохранили элементы своей идентичности в деталях одежды.
Например:
- талавари – хевсунский костюм из горной области Хевсурети. Аналог их вышивки найти трудно: черная или синяя грубая ткань сплошь заткана пестрой вышивкой из цветных нитей, бусинок, мелких монет и бисера. На спине и плечах – вышитые кресты. У мужчин-хевсуров части рубашек архалуков, видимые из-под чохи (грудь, ворот, рукава), расшиты с такой же любовью и тщательностью;
- костюм пшавов из верховий Арагви и Аргуни. Пшавов считают народом родственным хевсурам. Неудивительно, что и наряды их во многом схожи. Мужчины носили короткие чохи с откидными рукавами, архалуки синего и зеленого цветов, широкие шаровары и каламани (плетеная кожаная обувь) с шерстяными, меховыми ноговицами. Обязательная принадлежность, помимо кинжала – ружье в меховом чехле. Женщины носили непременно красную рубаху ниже колена, с разрезом, который редко имел стягивающие шнурки или застежки, обильно расшитую на груди бусами, камешками и монетами, шаровары и свободное платье, поверх которого надевалась короткая чоха. Основное украшение женщин – массивные серьги, кресты, бусы, браслеты и пр. из серебра и меди.
Пшавы и хевсуры хотя и украшают одежду яркими крестами – джавари, но сочетают в своей вере старые ведические и новые христианские обычаи.
Женский грузинский костюм
Полный женский костюм грузинки более многослойный, чем мужской.
Нательное белье состояло из:
- перанги (длинная сорочка);
- штаны шеидиши.
Богатые женщины шили сорочки и штаны из шелка, батиста и коленкора, а дамы с небольшим достатком кроили свои перанги из холста.
И те, и другие стремились расцветить нижнее белье вышивкой с растительным орнаментом, используя нити для узора.
Картули кааба
Женское платье – картули кааба – шилось длинным и шнуровалось так, чтобы максимально облегало стан.
Спереди лиф застегивался на скрытые петли и крючки, оставляя открытым глубокий вырез. Он закрывался вставкой гулиспири, часто контрастного с платьем цвета. Молодые девушки позволяли себе ярко-красную вставку или чисто белую, чтобы оттенить свежесть лица.
Знатные особы вышивали гулиспии золотой нитью, девушки и женщины небогатых семей в качестве украшения делали множество защипов и складок. Нередко украшением вставки становилась стилизация мужского архалука со множеством мелких пуговок.
Рукава картули каба могли быть как сшитыми, так и разрезными по типу мужского каба. В этом случае женщина обязательно поддевала куртманджи – внутренний рукав.
Лиф платья обшивали с особой тщательностью, привлекая к нему внимание тесьмой, бисером, мелкой монетой, жемчугом и драгоценными камнями.
Если денег на золотую тесьму не хватало, довольствовались цветным сутажем и кружевом.
На цвет платья «табу» не распространялись, но хорошим тоном считалось шить платья сдержанных тонов, всегда в тренде – черный.
Для дам из высшего общества привозился шелк, атлас и пр. покупные ткани.
Обычные горожане использовали сукно, лен, сатин.
Женщины замужем повязывают сарткели – широкий пояс – чуть ли не в пол длиной. Сарткели обязательно шьются из тонкой ткани и собственноручно расшиваются мастерицами традиционными орнаментами-оберегами. Знатные и богатые женщины шили свои пояса из шелка, тончайшей шерсти, муара и бархата. Бедные – из отбеленного холста или сатина. Пояс всегда повязывался таким образом, чтобы декор был виден окружающим.
Курки и катиби
Настоящим произведением искусства в гардеробе знатной дамы была шуба курки, сшитая из дорогого меха, покрытая бархатом и расшитая драгоценными камнями – рубинами, жемчугами, топазами, бирюзой и лалами. Эта шубка весила столько, что ходить в ней каждый день было попросту неудобно.
На каждый день вполне годился катиби – утепленный атласный или шелковый кафтан всех оттенков красного, длиною до колен. Ему полагалась меховая оторочка и разрезной рукав с опушкой из того же меха. Как и мужская чоха, катиби застегивался лишь в районе талии.
Чоха, скроенная на женскую фигуру, также была неотъемлемой частью гардероба грузинок. Национальные наряды выгодно подчеркивают тонкую талию девушек за счет плотно обтягивающего лифа и длинной, закрывающей ступни, широкой юбки.
Детский грузинский костюм
Костюмы повторяли детали нарядов родителей, только у них было больше красок и проще крой, чтобы ребенок чувствовал себя свободно. Для девочек были позволительны укороченные платья, для мальчиков – короткие чохи.
Если у мальчиков рукоделие не входило в обязательную программу обучения, то девочки лет с 5-6 начинали пробовать себя в различных видах вышивки и плетении тесьмы. К 8-10 годам у воспитанной грузинской девочки уже должно было быть одеяние, сшитое и украшенное своими руками.
Кичливой пышности наряда не допускалось, но и подчеркнутое темными тонами целомудрие также считалось излишеством. До времени, когда девушка входила в пору невесты (12-13 лет), разрешались юбки до середины икры и открытые запястья.
В XIX веке правила сокрытия лица соблюдалось только в дальних аулах, а XX век вытеснил этот обычай полностью.
Сейчас дети редко надевают национальные костюмы, предпочитая им свободную европейскую моду, однако на праздниках молодые и совсем юные грузины и грузинки с удовольствием щеголяют в национальных одеждах.
По принципу «красота, простота, узнаваемость» выполняются современные танцевальные и карнавальные костюмы в грузинско-кавказском стиле.
Мужской грузинский костюм
Наряд мужчин многослойный, состоящий из верха и низа.
Верхом служили различные по покрою и предназначению кафтаны и куртки (чоха, каба, чекмень, бешмет, куладжа).
Под кафтаны грузинские мужчины надевали нижнюю рубаху – перанги, сшитую из шелка, ситца или отбеленного холста, а сверху – ахалухи (архалук) сорочку со стоячим воротником. На груди архалук застегивался на длинный ряд мелких пуговиц или крючков.
Папанаки
Для княжеской чохи, помимо вышивки, обязательным атрибутом был папанаки – круглый широкий кусок плотной ткани с вышитым семейным гербом.
Изначально папанаки надевался на голову, позже – перекочевал на грудь, ближе к плечу.
Газырница
Черкеска немыслима без газырницы – специальных длинных нашитых карманов-гнезд для пороховых зарядов – газырей. Для удобства такой патронташ крепился в ряд по обеим сторонам груди.
Мужской пояс
Особое внимание уделяли грузины поясным наборным ремням, которые украшались металлическими и серебряными вставками с орнаментом и со специальными подвязками на боку – для ношения оружия и дичи.
В холода поверх чохи было принято носить набади (грузинская бурка), шубу курки или тулуп.
Для богатого сословия шились короткие утепленные войлоком и мехом куладжи, часто из дорогих тканей (атлас, бархат, муар).
Такой верхний наряд удобен и прекрасно сочетается с низом костюма – исподних штанов шеидиши и верхних суконных или кожаных – шарвали, не обязательно темного цвета.
Штаны кроились в виде 2-х широких прямоугольников со скошенным углом, сшивались по прямой и стягивались на талии шнурком через подогнутую полоску ткани – кулиску.
Дополняется грузинский костюм множеством отдельных элементов, каждый из которых имеет свое символическое и практическое назначение. В целом одеяние выглядит живописно и элегантно одновременно, выгодно подчеркивая статную широкоплечую фигуру грузинских мужчин.
Привилегированные горожане могли позволить себе более разнообразный гардероб, вещи которого были недоступны низким сословиям.
Пример тому – каба – разновидность верхней одежды, выполненная исключительно из завозных дорогостоящих материалов (плотный шелк, тафта, бархат, муар). Отличие в покрое – рукав, который был разрезным только на 2/3 от плеча. Дальше он сужался и зашивался, закрывая кисть руки до пальцев.
Еще одной неотъемлемой деталью городского мужчины стали перстные четки – эта мода жива до сих пор. Четки считаются «крутыми», если выполнены из крупного янтаря или агата.
Подчеркнутая строгость мужской одежды выгодно оттеняет грацию и утонченную элегантность женского наряда.
Головные уборы ГрузииДо 30-х годов благородные грузинки носили на голове высокое сооружение из нескольких слоев проклеенной бумаги, обтянутой тканью – шапочку шустаки. Она держалась на голове при помощи повязки – тавксакрави.
Тавхурва
На смену высокому головному убору в XIX веке пришел другой, низкий и более удобный, ставший предметом неусыпной заботы женщин всех сословий – тавхурва.
Тавхурва состоит:
- чихта (копи) – ободок из картона, вырезанный по окружности головы. На ободок прикреплялся сначала слой тонкой ткани с двух сторон, затем на внешнюю сторону накладывался валик из ваты, который обшивался шелком или другой «благородной» тканью;
- тавсакрави теперь выполняла и декоративную функцию. Повязка превратилась в широкую ленту с вышивкой, тиснением или росписью. Чаще всего ленту вырезали из бархата и крепили к чихте;
- под ободок на голову надевалась вуаль – лечаки. Чем тоньше и воздушнее была ткань для вуали, тем более высокое положение занимала женщина.
В моде были не только белые или голубые лечаки: модницы охотно покрывались алыми и золотыми тканями. Края их обшивались кружевами.
Помимо тавхурвы, выходя из дома, грузинская женщина должна была покрыть голову тонким платком багдади, прикрепив его к центру чихты особой налобной булавкой и закрепив концы под подбородком. Поверх багдади – большое белое покрывало аджига или чадри, покрывающее девушку до пят.
Для мужчин существовало три вида головных уборов. Грузинские мужские шапки называются:
- папаха;
- башлык;
- куди.
Каждая из них имеет свои особенности.
Папаха
«Папаху мужчина может потерять только с головой!», – гласит кавказская поговорка. Эта большая шапка может быть лохматой, если сделана из овечьей или козлиной шкуры, и аккуратно приглаженной, если для ее создания использовался каракуль – шкурки ягнят с коротким густым, шелковистым и упругим мехом, образующим витиеватые плотные завитки различных форм.
Еще 100 лет назад выйти из дома без папахи для мужчины считалось моветоном. У каждого мужчины шапки были на все случаи жизни: для улицы, для гостей, для праздника и траура.
Женщины различных народностей также охотно носили этот предмет одежды, а в Тифлисе он считался модным дополнением к женскому платью.
Башлык
Это остроконечный капюшон с длинными широкими «ушами», задача которых – защита лица и шеи от непогоды. В давние времена башлык, замотанный до глаз, выступал и в качестве балаклавы.
В холодную погоду это изделие из тонкого шерстяного полотна надевали прямо на голову или поверх папахи. В свободном состоянии он откидывался за спину, а «уши» перекидывались вперед или завязывались на груди.
Калабах – почти точная копия башлыка, только «уши» у него наполовину короче.
От того, как завязан башлык (калабах), можно было узнать, к какой группе или народности принадлежит мужчина.
Для праздничного выхода имелся башлык с вышивкой и тесьмой, часто тот, который подарила невеста в день свадьбы.
На торжество надевался башлык из красного или белого сукна.
Для женщин шились уборы из шелка любого цвета, а вшивка полностью зависела от вкуса и умелых рук хозяйки.
Куди
В Грузии есть шапки-тюбетейки куди, по которым можно определить принадлежность к определенной народности, т.к. каждая такая из них имеет свою форму, орнамент и цвет.
Например:
- хевсурские мужчины носят вывязанные шапки-куди из полушерстяной пряжи. В ходу и войлочный вариант. Украшение такого головного убора – вышитый джавари (крест) в окружении узора из белых и темных бусин;
- сваны предпочитают куди из валеной шерсти, обшитые тесьмой;
- войлочные шапочки круглой или квадратной формы, расшитые тесьмой и нитями, принадлежат имеретинскому народу. В ходу у них и папанаки: до сих пор можно встретить мужчину, с гордостью несущего свой родовой герб на голове, а не на плече;
- кахетинцы традиционно валяют свои надбис куди из белой и черной овчины.
Эту маленькую шапочку можно носить, не снимая, даже дома. И до конца XIX века грузинские мужчины так и поступали – в куди даже ложились спать!
Свадебные наряды
Если сватовство (мачанклоба) состоялось, то с этого дня девушка и юноша становятся невестой и женихом.
Обручение (нишноба) проходит в доме невесты, и жениху следует позаботиться о достойных подарках. В дар преподносятся золотые украшения, новая одежда.
В этот день будущие супруги обмениваются кольцами, а семья невесты дарит жениху свадебный костюм и обувь.
Женский национальный свадебный наряд
Раньше до счастливого момента корцили (свадьба) проходило от года до 5-ти лет.
Сегодня столько времени «на раздумье» не отводится, поэтому жених торопит рождение союза дорогим подарком – свадебным нарядом для будущей супруги.
Помимо роскошного белого платья в городском стиле, невесте полагается:
- свадебная чоха женского покроя из атласа, муара или шелка;
- белый головной убор в полном сборе. Сегодня вполне заменяем диадемой или шапочкой из бархата;
- с XX века невесту на свадьбу уже не покрывают белым или красным покрывалом до пят, но наличие фаты обязательно;
- особый дар со смыслом – длинная нательная рубаха без рукавов для купания, халат и обувь коши;
- шею или тавхурву невесты должно дополнять дорогое украшение. Самым популярным камнем был и остается жемчуг;
- еще один непременный атрибут платья невесты – узкий серебряный пояс, который молодая жена в день свадьбы сменит на пояс замужней женщины – сарткели;
- по традиции, свадебное платье должно быть с лифом, обильно украшенным шелком, золотом, серебром и бисером со шнуровкой на талии, независимо от семейного достатка.
Подчеркнуть сказочную красоту невесты помогут грузинские свадебные платья с соблюдением обязательных традиционных деталей.
Мужской национальный свадебный костюм
Свадебное одеяние грузинца мало уступает по красоте платью невесты.
В традиционный комплект жениха входят:
- новая белая, черная, светло-серая, кремовая, бордовая или бежевая чоха;
- к свадебной чохе полагался новый ахалухи из гладкой блестящей ткани, но эту деталь одежды, как и штаны, жених «добывал» сам;
- помимо чохи, невеста дарила жениху богато расшитый собственными руками башлык;
- бурку и папаху приобретали родственники жениха ему в подарок;
- отец невесты преподносил будущему зятю узкий кожаный пояс для кинжала и пр. оружия. Само оружие не дарилось никогда, да и сам жених приходил на свадьбу безоружный;
- на ноги жених надевал щеголеватые высокие сапоги на каблуке – по Тифлисской моде.
Трудно представить более красивую пару, когда жених и невеста в национальных костюмах танцуют свой первый совместный свадебный танец – картули.
Аджарский костюм
Аджары, попавшие в XVI веке под влияние осман, приняли мусульманскую веру, но сумели сохранить свой язык, культуру, быт и национальное самосознание. И не последнюю роль в сохранении культуры мусульманских грузин сыграл их национальный костюм.
Мужской аджарский костюм рационален и лаконичен: сорочка-рубаха перанга и шаровары дзигва.
Дзигва – особый вид шарвали из черного сатина или тонко выделанного войлочного сукна (по погоде), скроенного таким образом, что сверху образовывались просторные складки, а к низу дзигва сужались.
На рубашку надевался короткий черный жилет зубуни и заправлялся в шарвали.
Зубуни так же шился в двух вариантах – зимнем и летнем. Зимний вариант имел рукава и был подбит войлоком или ватой.
Поверх зубуни надевалась аджарская чоха – чакура.
Она отличается от грузинской черкески:
- ей положен воротник-стойка;
- рукав у чакуры длинный и достаточно узкий;
- она запахивается на один бок, а не застегивается встык;
- на чакуре нет газырниц, вместо них – карманы;
- длина – до середины бедра, ее удобно заправлять в штаны;
- если чоха подчеркивалась поясным украшенным наборным ремнем, то у аджарцев чакура обвивалась тонким кожаным ремешком, поверх которого наматывался длинный цветной кушак, желательно с кистями. За кушак и закладывалось оружие;
- чакуру обязательно шили из ярко-красных тканей, либо использовали интенсивный синий цвет
Интересная деталь: заправлять куртку в штаны – прерогатива степняков, а аджарцы – народ высокогорий.
На голове был тонкий полотняный платок, а сверху – из более плотной ткани, сшитый по типу башлыка и повязанный наподобие чалмы с кисточкой.
Не типичен для Грузии и женский аджарский наряд, что не умаляет его красоты и удобства: это перанга, по крою напоминающая рубаху с цельнокроеным рукавом, доходящая до щиколоток. Перанги шились из красной и синей материи и свободно спускались на алые шарвали, сужающиеся над косточкой ступни.
Красоту эту покрывало распашное платье зубунпаранги из желтого или оранжевого ситца. Талию аджарки перехватывал передник из домотканого шерстяного полотна – пештемали.
Хирху (верхняя одежда) надевали, когда становилось прохладно. Зимняя хирха имела ватную или войлочную подстежку.
Головной убор многослойный. В него входят:
- тонкий ситцевый платок;
- второй платок, обхватывающий лоб по линии бровей;
- третий – леча, – закрывающий голову и шею до плеч.
С 12 лет девочку до замужества покрывали белой чадрой, закрывавшей голову, плечи и руки до локтей. Оригинальной была и остроносая обувь нанили – шлепки, постукивающие при ходьбе из-за деревянной подошвы.
Еще до 30-х годов XIX века наряды жителей гор и равнин сильно отличались, но постепенно модные тенденции долин потеснили стиль и фасон костюмов горных районов.
К середине XIX века женская рубаха уже заменена городскими приталенными платьями с широкими юбками, а знатное мужское население начало шить чохи из привозных тканей, облюбовав парчу и плюш.
Главным законодателем изменений в народных одеждах был, конечно, Тифлис – недаром его именовали «грузинским Парижем».
Аксессуары грузинского костюма
Грузинская национальная одежда (на фото) – это не просто кафтан или платье, скроенное по определенному образцу. Это целый набор аксессуаров, который диктует грузинский стиль, сформированный в течение многих веков и дошедший до нашего времени практически неизмененным.
Для него характерны:
- строгий концептуальный покрой;
- приверженность к темным цветам;
- сочетание разнофактурных тканей;
- использование меха и кожи;
- любовь к натуральным камням (особо к кораллу, жемчугу и янтарю);
- браслеты и серьги с перегородчатой эмалью;
- многослойность в одежде и украшениях;
- изящные платки и расцвеченные накидки, сочетающиеся с классическими кавказскими национальными платьями в самой неожиданной форме;
- ручная изысканная вышивка невероятно сложных орнаментов, включающих в себя древние символы грузинского народа.
И сегодня на костюмах присутствуют мелкие детали одежды, привлекающие самобытностью – точные копии тех, что носили грузины на протяжении веков, подчеркивающие натуральную красоту и мудрость этого древнейшего народа.
Грузинская обувь
В Грузии обувь также была распределена по статусу, достатку и принадлежности к той, или иной народности.
Так, жители высокогорий обували ноги в читеби – вязанные из толстой пряжи носки, подшитые невыделанной кожей. Кусок кожи пришивался мехом наружу, чтобы нога не скользила по камню.
Женщины носили каламани – лапти, сшитые из цельного куска кожи (зимний вариант) или сплетенные из длинных полосок войлока и кожи (летний вариант). Мягкие, теплые, прочные и легкие каламани надевались поверх войлочных носков и перетягивались веревочками на манер современных шнурков.
Украшением такой обуви служили носки циндеби, разукрашенные в яркие сочные цвета.
В городах на обувь существовала своя мода и этикет:
- пачули – мягкие кожаные башмаки, крепившиеся к стопе ремешками или веревочками, могли позволить себе ремесленники и остальные горожане среднего достатка;
- еще одной распространенной обувью для состоятельных женщин служили коши – туфли с загнутым носком на высоком каблуке. Коши пятки не имели, вероятнее всего, были позаимствованы у персидских одалисок. Согласно персидской моде того времени, коши шились из сафьяна и бархата, а трудолюбивые служанки расшивали их золотой нитью столь плотно, что и ткани порой было не видно. К концу XIX столетия у персидских туфелек появился задник;
- утепленные сапоги с меховой стелькой, мягким носком и плотным задником назывались ичиги. Носили их женщины и мужчины богатых сословий. Такие же сапожки шились для их детей.
Танцевать лучше всего было в легких, мягких сапогах без каблука, застежек и подскока, которые плотно облегают голень и надежно фиксируются ремешками под коленом. Называются танцевальные сапоги тоже ичигами, но не стоит путать их с остальной обувью. Кавказские танцевальные ичиги – вид отдельный, аналогов им в мире не существует.
Где купить национальное платье Грузии
Проще всего – в самом Тбилиси. Если нет возможности посетить «теплый» город, то можно связаться по интернету с магазинами, торгующими традиционными грузинскими одеждами, обувью и аксессуарами.
Очень хороша коллекция стилизованных грузинских национальных костюмов в магазине-салоне «САМОСЕЛИ ПИРВЕЛИ» (на фото). У магазина есть собственный сайт, где можно ознакомиться с ассортиментом и узнать цены.
Несмотря на то, что европейская мода плотно вошла в жизнь грузин, они не теряют связи с традициями своих предков. Даже на современной одежде можно увидеть элементы национального наряда, а на торжествах и народных гуляниях грузины облачаются в традиционные костюмы.
Помимо тавхурвы, выходя из дома, грузинская женщина должна была покрыть голову тонким платком багдади, прикрепив его к центру чихты особой налобной булавкой и закрепив концы под подбородком. Поверх багдади – большое белое покрывало аджига или чадри, покрывающее девушку до пят.
Интересная деталь: заправлять куртку в штаны – прерогатива степняков, а аджарцы – народ высокогорий.
И сегодня на костюмах присутствуют мелкие детали одежды, привлекающие самобытностью – точные копии тех, что носили грузины на протяжении веков, подчеркивающие натуральную красоту и мудрость этого древнейшего народа.
В городах на обувь существовала своя мода и этикет:
Танцевать лучше всего было в легких, мягких сапогах без каблука, застежек и подскока, которые плотно облегают голень и надежно фиксируются ремешками под коленом. Называются танцевальные сапоги тоже ичигами, но не стоит путать их с остальной обувью. Кавказские танцевальные ичиги – вид отдельный, аналогов им в мире не существует.
Очень хороша коллекция стилизованных грузинских национальных костюмов в магазине-салоне «САМОСЕЛИ ПИРВЕЛИ» (на фото). У магазина есть собственный сайт, где можно ознакомиться с ассортиментом и узнать цены.
Несмотря на то, что европейская мода плотно вошла в жизнь грузин, они не теряют связи с традициями своих предков. Даже на современной одежде можно увидеть элементы национального наряда, а на торжествах и народных гуляниях грузины облачаются в традиционные костюмы.