Армянский национальный костюм – отображение богатой истории страны
Содержание
На заре зарождения Урартского царства (больше 3 тыс. лет назад) началась история армянского костюма (или «тараза»). Следующим шагом развития национальной одежды стало образование Арташесидского царства. Территория попала под арабское владение в VIII веке, что обусловило появление в костюме восточных мотивов. Армянский народ научился выживать среди сражений и мирных периодов, пронеся сквозь века традиции пошива национальной одежды. Об обладателях армянского костюма без слов расскажет покрой, тип и цвет ткани, узоры и самобытная вышивка.
Разновидности
Образцы старинной одежды передавались через поколения, несмотря на модные веяния. Традиционный армянский национальный костюм насчитывает многовековую историю, отличается набором одежды для восточных и западных жителей страны. Общая черта – просторная рубашка с воротником. Сверху в восточных регионах принято носить «архалух» – удлиненный кафтан, застегивающийся от воротника до пояса, а в западных – жилетку «елак» с прорезями для рукавов.
Представители обоих полов поддевали под рубашку шаровары, закрепленные у щиколоток специальной техникой. Верхнюю одежду по типу черкески надлежало подвязать на линии талии расшитым поясом или шарфом.
Женская национальная одежда
Армянские женские костюмы не имели существенного различия относительно региона. Составляющие национальной одежды для девушек:
- основанием армянского костюма служила длинная нательная рубашка «халав». Национальная одежда кроилась по простой схеме. По старинному завету западные армяне для пошива «халава» использовали материю белого цвета, а восточные – красную. Ткань складывали пополам, схематически намечали просторные рукава, косые клинышки сбоку, округлую горловину и разрез от линии груди. Оставалось проложить швы, вышить горловину национальными узорами;
- вместе с рубашкой подразумевалось ношение нательных штанов – «похан». Мастерицы использовали при раскрое штанов хлопчатобумажную ткань красного цвета, независимо от региона проживания. Открытые участки «похана» у щиколоток надлежало декорировать тесьмой и вышивкой золотыми нитями. Соединение красного и золотого в армянских костюмах считалось символом благополучия и полноты жизненных сил;
- сверху «халава» нужно носить «архалух», напоминающий удлиненный кафтан. Для пошива использовали ткань красного или изумрудного цвета. Старшие по возрасту женщины предпочитали насыщенные тона лилового или фиалкового. У «архалуха» выкраивали вырез в области груди и прорези по бокам, образующие три части на подоле. Спереди образовались две узкие полосы, а сзади – одно широкое полотнище. Застегивался такой кафтан только на линии талии, подвязывался шелковым шарфом или пояском. Знатные женщины крепили на талии посеребренные или позолоченные пояса (как свидетельство богатства и статуса);
- для праздников специально шился народный наряд под названием «минтана», напоминающий по силуэту «архалук». Он не имел разрезов по бокам, богато украшался национальной армянской вышивкой или тесьмой по рукавам;
- западные армянки носили богатые одеяния, если сравнивать с восточными соотечественницами. Был оригинальный подход к пошиву верхней одежды (больше декорирования с вышивкой на костюме). Вместо нательной рубашки женщины облачались в шелковые или хлопковые платья «зпун» или «антари». Традиционный для восточных армянок «архалук» заменяли сплошным с боков платьем «хатифа» или «джуппа». Женщины экспериментировали с типом ткани и покроем одежды, сохранялось единственное условие – должны оставаться открытыми рукава нижнего платья;
- еще одним атрибутом армянского костюма западных жительниц считался расшитый передник на узком пояске «гогноц», совсем не обязательный к ношению восточными армянками.
Завершающим одеянием стала шерстяная накидка, закрывающая силуэт от посторонних взглядов. В зимний период богатые армянки носили бархатное пальто алого цвета, отороченное лисьим или куньим мехом.
Детские наряды
Для малышей до наступления года шились просторные рубашки, но уже после первых именин наряд дополняли «архалухом». Одежда мешала ребенку нормально передвигаться и исследовать окружающий мир, но зато упрощала уход за проказником.
Не существовало различий в армянских костюмах ребят до семилетнего возраста. Позже девочек и мальчиков воспитывали по отдельности, а первую взрослую одежду дети получали с 10-12 лет.
Национальные костюмы подростков расшивали скромными узорами без использования вычурных украшений. В этом случае орнаменты носили защитный характер, были призваны оберегать молодое поколение от влияния темных сил, сглаза или порчи.
Родители подготавливали для дочери на выданье несколько национальных костюмов, чтобы красавица к моменту замужества обладала богатым приданым.
Мужской армянский костюм
Армянину следовало внимательно подбирать детали костюма, ведь глава семьи должен отличаться презентабельным видом, внушать уважение соратникам. Прослеживается разница между одеждой жителей восточных и западных регионов.
Традиционное одеяние:
- на старинных фото армянских костюмов для мужчин видно сочетание нательной ситцевой или шелковой рубахи («шапик») с хлопковыми или шерстяными шароварами («шалвар»). Обычно штаны окрашивали в темно-синие, черные или коричневые тона. Уже в XX веке традиционные шаровары сменили брюки по типу галифе под кожаный ремень;
- в широкий шов на талии у «шалвар» продевали специальным образом шнур, заканчивающийся кисточками. Снизу поддевали штаны под названием «вартик» или «похан», которые следовало примотать у щиколотки или заправлять в длинные носки. Для пошива «похан» женщины раскраивали домотканое полотно, позже пошла в дело фабричная бязь;
- к распространенной верхней плечевой армянской одежде относится «архалух», изображения которого находят на старинных гравюрах и в похоронных склепах. Он напоминал кафтан с двумя полочками спереди, был притален сзади. Одежда прошивалась снаружи, имела крючки для застегивания. Для пошива выбирали покупные ткани по типу ситца или сатина коричневого, темно-синего или черного цвета. Тесьмой декорировали края рукавов, подол с воротником;
- на распашной кафтан («архалух») надевали «чуху», служившую не только теплой верхней одеждой, но и парадным нарядом. В старину бедные семьи брали у богатых людей «чуху» на свадьбу жениху (как символ благосостояния). Если в XIX веке для пошива использовалось домотканое полотно, то позже стали кроить из дорогого фабричного материала. Предпочтение отдавали ткани темного цвета, спереди пришивали специальные изделия («газырницы»). Средние слои населения шили элемент национальной одежды длиной до колен и с цельнокроеными рукавами, богачи предпочитали рукава с декоративными прорезями, обшитыми бархатом или золотой тесьмой.
Мужскому армянскому костюму больше характерны изменения ввиду влияния чужеродной культуры. Жители восточных регионов носили «архалух», который западными армянами был изменен на короткую жилетку «елак» с вырезом в области груди. Укороченную курточку под названием «бачкон» носили поверх «елака».
На западе укрепилась традиция обильно расшивать узорами рубаху, жилетку, куртку и даже шаровары. Вместо пояса часто повязывали широкую шаль, складки которой служили вместилищем для ношения мелочей.
Особенности и отличия
Национальный армянский костюм «тараз» богато расшивался золотыми и серебряными нитями, отличался разукрашенными поясами и аксессуарами. По качеству и типу ткани судили о зажиточности владельца, его статусе в обществе. Простые армяне шили одежду из домотканого полотна, богатые жители выписывали дорогой материал из-за границы.
От количества и материала украшений на армянке узнавали о зажиточности супруга. Если изделия из серебра и золота носили замужние женщины, то юные кокетки предпочитали ободки из цветов (так называемые «барты»). После замужества надлежало самостоятельно расшить фартук защитными мотивами (как знак создания счастливой семьи).
По цвету армянского костюма определяли возраст носительницы. Молодые армянки предпочитали одеваться в одежду светлых тонов, старшее поколение облачалось в темные костюмы.
Мужская одежда не призывала подчеркивать красоту обладателя, в народе упор делался на акцентирование силы и доблести.
Вышивать золотыми и серебряными нитями разрешалось мужчинам. Для женщин такая работа оказалась под запретом, как и изготовление ювелирных украшений к национальному костюму.
Цвета и узоры
Выбор цветовой гаммы армянской одежды зависел от места проживания армян. Светлые и яркие мотивы выбирали молодые люди, солидные представители рода носили одежду сдержанных темных тонов.
Цветовая гамма армянского костюма:
- наиболее выбираемой женщинами считается красная палитра, обозначающая рождение жизни и благополучие. Использовали тона от алого до насыщенного вишневого цвета. Армяне шили верхнюю и нижнюю одежду в красных тонах, символом замужней женщины репродуктивного возраста считался передник алого цвета;
- вместе с красными элементами национального костюма часто носили одежду зеленых оттенков (как символическое значение возрождения, молодости и силы).
Соединение красного с зеленым обозначало желание сосватать девушку;
- синие оттенки одновременно считались знамением старости и увядания, а также обладали силой исцелять больных людей. Замена красного передника синим обозначала потерю способности рождения детей;
- белому цвету приписывали чистоту и одухотворенные свойства. Элементы белого присутствовали в костюме невесты, при крещении малышей, на похоронном саване;
- черные тона несли негативную информацию, использовались только при пошиве траурного одеяния. Ношение черного передника молодой женщиной могло послужить причиной бесплодия, поэтому разрешалось только вдовам.
Армяне с предубеждением относились к оттенкам желтого цвета в национальном костюме, привлекающим голод и засуху. Хотя желтый приближал женское увядание, иную нагрузку несли золотые аксессуары, блеск которых равнялся солнечным лучам, несущим жизнь с благосостоянием.
Узорные мотивы на армянской одежде призваны охранять владельцев от магического влияния, что объясняет нанесение народной вышивки и аппликаций вокруг шеи и конечностей. Охранительные орнаменты также вышивали на передники, носки, нагрудники, нательную одежду.
Мотивы для узоров:
- животные элементы часто встречаются на армянских костюмах. Змея притягивала удачу и счастье, изображение встречается на одежде и оружии. Петух считался оберегом молодоженов, а рога парнокопытных символизировали богатую и плодотворную жизнь;
- растительные орнаменты. Армяне с особым трепетом относились к деревьям, преклонялись перед их могуществом и силой. Бессмертие души ассоциировалось с волнистыми ветками на подоле, удлиненные листья считались оберегом от сглаза, а цветами вышивали одежду невинных красавиц;
- геометрические линии. Изображение квадрата считалось соединением стихий, сезонов и сторон света, круг обозначал зарождение жизни, ромб с крестом символизировали плодородие.
Для декорирования использовали шелковые или шерстяные нити, в ход шли пуговицы и раскрашенные ракушки, бисер и бусины. С целью приворота мастерицы вплетали в одежду избранника волосы, хотя чаще вшивали бирюзовые камешки для магической защиты человека.
Ткани
Выбор материала для пошива армянского костюма зависит от региона и зажиточности владельца. Хлопковая ткань часто использовалась при раскрое нательных рубашек и штанов. Для «архалука» подходил материал по типу ситца, сатина или шелка. Плотные шерстяные ткани или сукно выбирали для пошива верхней одежды.
Зажиточные армяне предпочитали носить плюшевые, шелковые, бархатные или парчовые одеяния. Бедные жители довольствовались домотканым полотном.
Крой
При пошиве мужских штанов «вартик» вдевали полоску ткани, почти равной ширине полотнища. Сложный крой предполагался при изготовлении мужского «архалуха». Если спереди выкраивали два полотна, то спинку делали из нескольких клинышков.
При раскрое женского варианта «архалуха» с отрезной спинкой предполагался вырез на линии груди, по бокам изделие разделялось на три полотнища. Нижняя рубашка шилась по простой схеме (достаточно наметить просторные рукава и округлый вырез горловины).
Перед свадьбой в дом невесты приглашали женщин из рода жениха для раскроя торжественного костюма. Разрезать и размечать материал надлежало супруге посаженного отца, но если та в процессе отбросит ножницы и откажется дальше работать, свадьба отменится. Чтобы женщина стала сговорчивее, необходимо было одаривать капризницу сладостями и деньгами.
Красота свадебного наряда
Армянские свадебные платья полностью повторяли по крою традиционный национальный костюм. Вместо хлопковых тканей для раскроя использовали дорогие тяжелые материалы, расшитые серебряными и золотыми узорами. В зависимости от возможностей невесты для платья выбирали бархат, плюш, сатин или парчу.
Древние армянские костюмы вышивали нитками зеленого и красного цвета. Невесте по традиции надлежало надеть алые носки (как оберег от сглаза). Обязательная часть свадебного обряда – вручение молодой супруге от родителей расшитого серебряного пояса.
В стране уже отошли от заветов старины, и под алтарь красавицы отправляются в платьях европейского образца. Только невесты также получают в дар серебряный пояс.
Аксессуары и украшения
Головные уборы разнились от региона проживания. Если жители Средней Азии предпочитали тюбетейки, то в Армении существовали специальные национальные шапочки. Западные армяне носили вязаные или тканевые уборы по типу полусферы, восточные – меховые. Женские шапки отличались изысканностью, вышивкой и аксессуарами.
Восточные армянки носили склеенную из хлопковой материи шапочку «баспинд», закрывающую лоб. На уборе вышивали традиционные геометрические орнаменты или обвязывали узорчатой лентой. Под шапочкой на лбу закрепляли полоску ткани или ленты с золотыми или серебряными монетами. Убор богатых армянок отличался рядами золотых монет, женщины со средним достатком довольствовались серебряными украшениями, но старались прикрепить посредине хотя бы одну золотую монету.
От висков свисали шарики из серебра или кораллов. Полотнищами белой хлопковой материи закрепляли шапочку по диагонали, закрывая шею и нижнюю часть лица. В таком уборе женщины отправлялись спать на специальной подушке, не снимая «бастинд».
Западные жительницы предпочитали деревянные ободки «вард» или «котик». Ободки обтягивали шелком или бархатом, вышивали золотыми нитями, прикрепляли жемчуг. К «котику» часто крепили обереги из дерева, называя такую деталь «кнар» или «махча».
Украшением незамужних армянок служили 40 заплетенных косичек. Особенным образом в плетение продевались нитки из шерсти в одном цвете с волосами, укреплялись декоративные кисти и металлические шарики.
Жительницы древней Армении испытывали благоговение перед украшениями. Женщины обожали носить кольца, браслеты, серьги, ожерелья и бусы.
Обувь
На территории Армении носили обувь «трехи», сделанную из кожи животных. Она отличалась вытянутыми носками и шнуровкой до колен. Обязательно под «трехи» надевали носки. Женские назывались «гулпа», также входили в приданое. Ноговицы мужчины вязались или шились из натуральной ткани.
Девушки на выход держали туфельки на каблуке без задника. Городские мужчины щеголяли в сапогах с загнутыми носками.
Западные красавицы обладали мягкими сапожками из кожи («махсер»), сверху надевались туфли без задников («шмек»).
Стилизованные модели
Армянские национальные костюмы снова возвращаются в моду. Дизайнеры отшивают одежду по старинным образцам, используют мотивы народной вышивки. Коллекции представлены дизайнером Геворгом Шадояном, а вот Аревик Симонян органично сочетает костюмы с ювелирными изделиями. Стиль народа отображают армянские костюмы для танцев, сшитые из фабричных тканей по мотивам родного региона.
Сочетание расшитого нагрудника с приталенной рубашкой смотрится креативно, а пояс в национальных мотивах украсит строгий костюм.
Как сделать армянский костюм своими руками
Для швеи несложно сшить армянский костюм своими руками. Начинающему мастеру лучше обратиться к простым выкройкам, потренироваться на дешевом материале. Желательно начать с раскроя пояса, вышить национальными орнаментами. После нужно раскроить материал для нательной рубашки и широких штанов.
Сложнее наметить материал на «ерек», представляющий платье с длинными фалдами. При желании раскроить и сшить армянский костюм достаточно просто, важно лишь обладать вдохновением, чтобы вскоре предстать во всей красоте национальной одежды.
Армянские национальные костюмы – красочное напоминание о прошлом героичной страны, воспитавшей поколение гордых людей с твердым характером. Сохранение и приумножение самобытности среди разрухи войн за территорию отображено в деталях и орнаментах армянского одеяния.